Что такое канитель в вышивке

Что такое канитель в вышивке

Всем нам известно выражение: «тянуть канитель». Это значит заниматься скучным, медленным делом. Но что же такое канитель, почему ее нужно тянуть и как она связана с одним из самых необычных видов вышивки?

Один из самых древних видов вышивки на территории России – Вышивка канителью. Такой вид вышивки называется еще «золотным шитьем», а работающие с ним вышивальщицы – «золотошвейками». Канитель – это тонкая золотая или серебряная нить, которой вышивались на ткани различные орнаменты. Для изготовления канители раскаляли до белого каления кусок золота, серебра или меди и затем вытягивали клещами тонюсенькую ниточку. Это была ужасно долгая и сложная работа, от ее названия и происходит современное выражение: «тянуть канитель».

Появилась отечественная вышивка канителью незадолго до крещения Руси во время расширения торговых отношений с Византией. Русские мастерицы не могли обойти вниманием богатые одежды восточных гостей. Турецкие, ассирийские ткани, которые привозили гости – так и сияли на солнце и практически сразу раскупались, чтобы стать приданым богатых невест. Естественно, сразу встал вопрос об освоении производства такой ткани в России, чтобы снизить стоимость дорогого византийского товара. Очень скоро русские умелицы освоили вышивку золотым шнуром. На Руси времен князей при каждом богатом дворе обязательно имелись «светлицы» — специальные мастерские, где девушки неустанно совершенствовались в искусстве «золотной» вышивки.

Технология вышивки канителью

Как и вышивка канителью, производство золотых и серебряных нитей требовало немалых навыков и усидчивости. Сначала серебряные и золотые нити свивались в тугую плотную спираль. На круглый стерженек навивалась круглая ниточка, на треугольный — плоская, или «бить». После извлечения стерженька кольца нити чуть-чуть ослабляли, и фасетки плотно прилегали друг к другу. Получалась спиралька – канитель. В зависимости от ее плотности, по-разному начинал играть свет на ткани. Затем канитель нанизывалась на плотную нить, после чего она разрезалась на кусочки разной длины и была готова к вышивке.

Вышивали канитель вприкреп. Это означает, что концы золотой нити при вышивке с двух сторон закреплялись на ткани. Стежки шли плотно, разная плотность нити и фактура позволяла добиться великолепного эффекта «рельефности» ткани и незабываемой игры света. Позже, в ХII веке, вышивальщицы стали перехватывать посередине длинные нити, что помогло укрепить рисунок и создать дополнительные визуальные эффекты.

До наших дней дошло три способа прикрепления канители к ткани.

  1. Нить, продетая через маленькие кусочки мягкой канители, крепится к ткани подобно бисеру.
  2. Сквозь растянутый длинный кусочек канители продевается нитка, которая крепится к основе. После этого канитель дополнительно в нескольких местах прикрепляется к ткани.
  3. Жесткая канитель несильно растягивается и в нескольких местах крепится к основе. При этом не требуется продевать через нее дополнительную нить.

В самом начале своего пути канительное шитье было орнаментальным: оно повторяло узоры турецких тканей и византийских паволок (ведь, как известно, мусульманам категорически запрещается изображать людей на вышивке и картинах). Но вместе с этим русские мастерицы не забывали и о природных славянских оберегах, изготавливая цветочные орнаменты. Вышивка канителью невероятной красоты встречалась на кокошниках. Узор ее представлял собой куст, или дерево, симметрично раскинувшее фантастической красоты стебли и цветы по обе стороны кокошника. Вышивку золотом изготавливали на рукавах, сапожках, словом, на любой ткани, не «сбоящей» под канителью.

С приходом на Русь христианства канительное шитье было высоко оценено священнослужителями. Ведь блеск золотого облачения всегда создает радостное и приподнятое настроение, придает торжественности службе. Богато выглядящие одежды священников, вышитые золотом, дошли и до нашего времени. Из-за этого православную церковь часто называют «пышной, восточной, византийской». В тот же период получили широкое распространение и иконы, шитые золотой канителью. Появилось «лицевое» шитье – вышивка ликов святых. Иконы, облачения изготавливались с огромной тщательностью: очень важно было точно «попасть» в тональность сюжета, акцентировать святость облачения посредством сложной игры света и тени, варьирования фактуры канители, направлений прикрепа. Сначала над тканью работал «знаменщик», наносивший на нее рисунок, если предполагалась вышивка лика святого, в работе принимал участие иконописец, травы изготавливал так называемый «травщик», надписи — словописец. И уже полностью подготовленный материал переходил в руки золотошвеек.

Со временем технология «золотной» вышивки постепенно совершенствовалась. Для изготовления рельефной вышивки стали применять застил: ткань на месте выпуклости сначала простегивалась обычными нитями, после чего канитель слегка поднималась, широкое использование получили подкладки из бумаги и бересты. Как бы мы сейчас сказали, произошло появление первой «3D-вышивки».

Кроме одежд служителей церкви, нередко золотым шитьем украшались русские стяги, военные облачения князей, что подчеркивало богатство и знатность их владельцев. Такие военные атрибуты часто становились желанной добычей врага. Впрочем, долгие годы татаро-монгольского ига благоприятно сказались на развитии шитья канителью. В вышивке XIII-XIV веков, сделанной «на заказ», явно прослеживаются мотивы азиатского искусства.

От царей до крестьян

XV век принес на Русь новую волну турецких и иранских тканей и модных восточных узоров. В летописях отмечается, что золотошвейки с удовольствием вышивали на бархате и атласе заморские ирисы, звезды, яркий, крупный рисунок. Вышивка канителью к тому времени прочно «прописалась» в царских палатах. Цари спали на золоте, носили расшитые золотом одежды, отдыхали на подушках, расшитых золотошвеями. Мастерицы не успевали выполнять заказы на свадебную вышивку. Вышивали на праздничных рубахах, очельях, шапках, кисейных платках, кокошниках, венцах, повойниках, лентах, передниках, девичьих покры¬валах, поясах, рукавицах и душегреях, сумках, кошелях, ферязях, сафьяновых са¬погах, туфлях и даже на конских попонах и седлах. Канитель удачно сочетали с жемчугом и драгоценными камнями, что придавало вышивке еще большую оригинальность.

Читайте также:  Металлические подвесные потолки фото

Впрочем, к тому времени уже появились металлические нити, вышивку из которых могли себе позволить не слишком богатые горожане.

XVII-XVIII века — время расцвета светской эпохи, ознаменовавшееся активным проникновением канительной вышивки в одежды государственных чиновников. Чем выше было положение «госслужащего», тем богаче был его мундир, тем больше на нем канительного золота. А в середине XIX века канителью расшивали даже крестьянские платья. К сожалению, это был закат канительной «богатой» вышивки. Прекрасное старинное искусство постепенно уходило в прошлое. Пышные чиновничьи мундиры сменились скромными сюртуками и фраками, кокошники – шляпками и скромными платками. Одежда стала практичной и относительно дешевой. Окончательно канительное шитье забылось после Октябрьской революции. Расшитые канителью ризы, покровы и оклады растащили большевики, немногие из предметов церковного и повседневного обихода попали в музеи, где их демонстрируют как диковинки прошлых лет.

Вторая жизнь канительного шитья

Вторую жизнь вышивка канителью получила во второй половине ХХ века. Канитель оказалась идеальным вариантом для вышивки шевронов на униформе. Вслед за военными канитель стали широко использовать дизайнеры интерьера в драпировках помещений. Удачно смотрелись покрывала и занавеси, украшенные канителью. Современные технологии позволили изготавливать разноцветные канительные нити, что очень оживило старинный промысел.

Канитель стали использовать в украшении повседневной одежды. Особенно хорошо такая вышивка, как и раньше, смотрится на толстых тканях. В этом смысле очень выигрышным вариантом оказалась канительная вышивка на дениме. Вышивка золотыми и серебряными нитями в сочетании с пайетками, бижутерией очень удачно смотрится на спинках джинсовых курток. Канитель стала идеальным решением для воспроизведения этнических мотивов, восточных и древнеславянских. Модные дизайнеры, например, Таня Берлин, создают из канители узоры, в которых удачно сочетаются традиции и современность. «Тяжелая» канитель в ее руках становится воздушной и хрупкой.

Ярославская вышивальная фабрика, может предложить весь спектр вышивки канителью. Это в первую очередь нашивки и военные шевроны, эмблемы по любому эскизу заказчика на толстых тканях – дениме, бархате, сукне, подарки с канительной вышивкой. Подобная вышивка смотрится богато, привлекательно и оригинально. Эксперты признают, что у канители большое будущее. В качестве декоративной этой вышивке нет равных.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Изначально канитель была связана с одним из самых древних и необычных видов вышивки, которое называют также « золотным шитьем », а мастериц-вышивальщиц – золотошвейками. Само слово канитель появилось в России в XVI веке, придя к нам из французского языка (фр. cannetile).

Так называли тонкую скрученную в спираль металлическую нить (золотую, серебряную или медную), используемую для вышивания. Часто узор создавался на очень дорогих тканях — бархате, сафьяне, и работа эта требовала особого мастерства.

Процесс изготовления канители также очень долгий, кропотливый и сложный. Металлическую заготовку, раскаленную добела, специальными клещами протаскивали через мелкие отверстия в волочильной доске. Протащив проволоку, ее сначала остужали, а затем раскаляли снова, чтобы она становилась мягкой и легче проходила уже через другие, более мелкие отверстия. Снова остужали и вытягивали дальше, пока не получали нить необходимой толщины. В конце эту тонкую нить аккуратно навивали на стержень для придания ей спиральной формы. Все это делалось вручную. Долгое это было дело, кропотливое и оттого нудное. На такую однообразную работу уходило много часов. Отсюда впоследствии, в середине XIX века, и произошло выражение «тянуть канитель», используемое в переносном смысле.

Та самая канитель, которой в дальнейшем мастерицы вышивали свои шедевры.

Заморское золото из Византии

Незадолго до крещения Руси расширились торговые отношения с Византией. Считается, что тогда, в X веке, в Древней Руси и узнали о золотном шитье. Очень красивые ткани и наряды, сияющие на солнце, никого не могли оставить равнодушным и раскупались моментально, хотя стоили недешево. И уже вскоре в России наладили собственное производство канители, а мастерицы освоили золотное шитье.

Великолепные работы российских мастериц

Поначалу золотошвейки просто копировали византийские орнаменты, но вскоре стали более свободными в выборе узоров, проявляя собственную фантазию. Во множестве появились невероятной красоты цветочные орнаменты, ветви деревьев, звери,птицы…

Эта потрясающая вышивка в основном использовалась для украшения национальных костюмов, парадной, церковной одежды и военных мундиров.

А как красиво смотрелись расшитые канителью кокошники!

После принятия христианства на Руси блеск и сияние золотного шитья по достоинству оценили священнослужители. Их богатые одежды, расшитые золотой канителью, придавали особую торжественность службе. Именно из-за обилия золота как в интерьере церкви, так и в облачении священнослужителей, православную церковь часто называют « пышной, восточной, византийской ».

Читайте также:  Пила циркулярная электрическая ручная в леруа мерлен

Золотой канителью стали также вышивать и иконы.

Появилось так называемое «лицевое» шитье – вышивка ликов святых.

С XVIII века канитель стали широко использовать для украшения воинского обмундирования – военных мундиров, офицерских эполетов, погон.

В царских палатах также вовсю сияла драгоценная канитель. Почти вся царская одежда была расшита ею, несмотря на то, что платья с нитями из драгоценных металлов получались очень тяжелыми.

Особенно это касалось коронационных нарядов со шлейфом и мантией, носить которые было очень даже непросто.

Со временем вышивка канителью стала еще более сложной и красивой, научились делать нити самой разной толщины и фактуры и стали использовать их в сочетании с другими материалами – драгоценными камнями, жемчугом, блестками, золотыми шнурами…
Временем расцвета канительной «богатой» вышивки одежды стала светская эпоха XVII-XVIII века.
Но, к сожалению, в конце XIX века наступил закат этого прекрасного искусства, а после Октябрьской революции о нем забыли окончательно.

Возрождение канительного шитья

Однако, во второй половине ХХ века о золотом шитье все же вспомнили, им стали украшать шевроны (нашивки) для военной формы, а также покрывала, занавеси.

Потихоньку возвращается к отделке канителью и современная мода.

Весьма оригинально смотрится такая вышивка на джинсовых куртках.

Интересно, что к производству канители самое непосредственное отношение имел знаменитый театральный режиссер и педагог Константин Сергеевич Станиславский.

Настоящая его фамилия – Алексеев, был он выходцем из семьи купцов Алексеевых, которые в XIX веке в Москве владели канительной фабрикой. Продукция этой фабрики была очень востребована в России, также она экспортировалась и во многие европейские страны. В 1893 году, после смерти отца и старшего брата, Константину пришлось возглавить семейное дело, став директором фабрики.

Надо отметить, что он был очень успешным предпринимателем, под его руководством фабрика вышла на передовые позиции в России, обойдя в конкуренции также многие известные европейские фирмы.
Но любовь к театру оказалась сильнее, и Станиславский с не меньшим успехом занялся совершенно другим делом.

До чего все-таки красива вышивка канителью!

И напоследок — стихотворение Андрея Деменьева:

Смотрела крепостная мастерица на вышитую родину свою.
То ль серебро, то ль золото искрится, то ли струятся слезы по шитью.

И лишь ночами вспоминала грустно, как бьется лебедь в лапах у орла.
Откуда же пришло твое искусство? Чьим колдовством помечена игла?

А было так: проснувшись на печи, крестьянка вдруг почувствовала солнце,
Когда сквозь потемневшее оконце пробились к ней весенние лучи.

Как нити золотые, всю избу они прошили радостным узором.
Она смотрела воскрешенным взором и утро принимала за судьбу.

Все в ней дрожало, волновалось, млело. И белый свет — как россыпи огней.
Она к оконцу оглушенно села. И вот тогда пришло искусство к ней.

Пришло от солнца, от надежд,— оттуда, где ничего нет ближе красоты.
Она в иголку вдела это чудо, ниспосланное небом с высоты.

И не было прекраснее товара на ярмарках заморских, чем ее.
Она надежду людям вышивала, и горе, и отчаянье свое.

Что видела — на шелк переносила. И много лет еще пройдет, пока
Свободной птицей спустится Россия на синие счастливые шелка.

"Тянуть канитель" стало сегодня устойчивым словосочетанием. Но не менее интересна и история появления других известных фразеологизмов , которые сегодня прочно вошли в нашу речь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Одной из наиболее простых техник церковной вышивки является шитье канителью. Этот вид вышивки можно разделить на два типа: шитье канителью непосредственно по ткани и вышивка по различным видам настилов.

Канитель — материал, редко встречающийся на ранних памятниках шитья и получивший распространение начиная с конца XVI века. В XVII веке канитель довольно часто встречается в орнаментальном шитье, сочетаясь с жемчугом, драгоценными камнями, блестками и шнурами. В XVIII — XIX веках этот материал широко используется в вышивке, предназначенной для украшения мундиров, парадных одежд и других вещей светского назначения. Наряду с золотным шитьем по картону, канитель применяется для изготовления окладов, литургических покровцов, облачений и других предметов церковного обихода.

Канитель представляет собой тонкую металлическую проволоку, туго свитую в спираль. Проволока эта может быть толстой, тонкой, круглой или плоской в сечении, изготавливаться из различных материалов и иметь разные свойства.

Среди современных видов канители можно выделить:

· круглую мягкую канитель (рис. а);

· круглую жесткую канитель (рис. б);

· фигурную канитель (рис. в–ж);

· трунцал — ребристая канитель из плоской проволоки (рис. з–и).

Кроме того, она может быть блестящей или матовой, золотой и серебряной всех оттенков, а также цветной.

Техника шитья канителью

1. Существует три способа крепления канители:

Читайте также:  Куриная ножка с пюре в слоеном тесте

• для коротких кусочков: канитель нанизывается на иглу с нитью и пришивается наподобие бисера или стекляруса;

• для длинных кусков мягкой канители: канитель нанизывается на иглу и пришивается, после чего прихватывается в нескольких местах поперечными стежками. Чтобы канитель при этом не деформировалась, ее следует предварительно слегка растянуть; тогда нить прикрепа может свободно проваливаться между витками канители. Растягивать канитель нужно не сильно, чтобы не портились ее структура и внешний вид;

• для длинных кусков жесткой канители: можно не пропускать нить прикрепа внутрь канительной полости. Жесткую канитель пришивают поперечными стежками через край, так, чтобы прикрепная нить не была видна и не ломалась линия, образуемая канителью. Для этого нужно чуть растянуть канитель и вводить и выводить иглу строго перпендикулярно ткани. Прикрепный стежок должен быть как можно короче.

2. При нанизывании фрагментов канители лучше использовать двойную нить, чтобы канителинка плотнее сидела на ней. При креплении канители через край нить прикрепа должна быть одинарной (тонкой, но прочной. Например, армированные нитки №35).

3. Нарезать канитель на кусочки нужной длины удобно ножницами. Следите, чтобы они не оставляли заусенцев на кончиках канители.

4. Для удобства работы с канителью ее нарезают кусочками нужной длины в плоское блюдце или специальную неглубокую коробку, выложенную изнутри бархатом или сукном темного цвета.

Шитье канителью по веревочке

· Мягкая круглая канитель

· Иглы бисерные (№11 или №12)

· Ножницы для ниток

· Ножницы для канители

Для выполнения этого вида шитья мягкой канителью нам понадобиться плотная тонкая веревочка с гладкой, нерифленой поверхностью. Такую веревочку можно купить в магазине хозтоваров или сделать самостоятельно, сильно навощив и склеив между собой несколько нитей «Лотоса». Главное, чтобы веревочка была плотной и не проминалась, когда мы будем на нее класть канитель.

На подрамник переносится необходимый рисунок.

Веревочка пришивается по рисунку на ткань швом «вперед иголкой». Кончики пришиваются несколькими стежками «внахлест».

Канитель отмеряется так, чтобы, плотно ложась на веревочку, она «пяточками» становилась на ткань, не ломаясь и не растягиваясь. Шов будет смотреться аккуратнее, если вы заведете кончики канительки немного под веревочку.

Начинаем укладывать канитель, стараясь делать это строго перпендикулярно направлению рисунка и веревочки.

Обратите внимание, к кончикам веревочки длинна кусочков канители будет уменьшаться. Канитель нанизывается на двойную нить ЛЛ, которую мы немного навощим для удобства работы.

Укладывать канитель на веревочку можно и под углом.

При этом нужно учитывать следующие нюансы.

1. Длина кусочка канители будет больше примерно в 1,3-1,5 раза (в зависимости от заданного угла).

2. Чтобы угол сохранялся на протяжении всего рисунка, нужно выводить иглу с рабочей нитью в плотную к предыдущему стежку, а уводить иглу на изнанку, отступив дополнительные 0,5-1,5 мм от предыдущего стежка (в зависимости от толщины канители и величины заданного угла). Таким образом, мы предотвратим постепенное скатывание канители и смягчение угла.

Для того, чтобы выложить рисунок с изгибом (например, колечко) придется вшивать дополнительные кусочки канители меньшей длинны, уводя иглу непосредственно в веревочку.

Шитье канителью по настилу из шнура

Материалы потребуются те же, что и в предыдущем образце, только дополнительно возьмите тонкий шелковый шнур (покупной или крученный вручную) и иглу с широким ушком.

На подрамнике чертим квадратик и заполняем его настилом из шелкового шнура при помощи иглы с большим ушком. Стежки должны быть параллельными, расстояние между ними примерно равным (или чуть большим) толщине шнура. Протяжки на изнанке делаем только по краю рисунка, а не через рабочую область.

Нарезаем канитель небольшими равными кусочками и укладываем, перпендикулярно прихватывая шнур, в шахматном порядке.

Меняя ритм уложенных канителек можно придумывать новый характер орнамента.

Шитье канительных «корзиночек»

Это очень простой и эффектный способ вышивки канителью. Самое сложное в нем, как и всегда при работе с этим материалом, нарезать кусочки нужного размера. Для простоты работы область, заполняемую «корзиночкой» можно расчертить на клеточки по размеру кусочков канители. Следите за тем, чтобы канитель не выгибалась «мостиком», а ложилась ровно на ткань. Для этого стежок нужно делать точно по длине канительного кусочка. Вариантов орнамента очень много, фантазируйте.

Простые вышивальные швы канителью

· Мягкая круглая канитель

· Ножницы для ниток

· Ножницы для канители (канитель металлическая, ножницы будут тупиться, поэтому лучше взять не те, которыми вы отрезаете нитки, а потяжелее)

Шить швы мы будем вначале по прямой, поэтому нужно начертить н аправляющие при помощи линейки и карандаша .

Нарезаем канитель равными кусочками. Это сложно, но получится при должной тренировке.

Выполняем вышивальные швы, нанизывая при каждом стежке кусочек канительки. Не тяните сильно нить на изнанку, иначе канитель будет ломаться!

Схемы швов и результат:

1. Стебельчатый шов

2. Тамбурный шов

3. Простая цепочка

4. Вариация простой цепочки

5. "Косой" тамбурный шов

Вариаций может быть множество, фантазируйте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector