Что такое кренка в электронике

Что такое кренка в электронике

И снова здравствуйте !
И снова дурная голова рукам покоя не дает…
Многие утанавливают на свои машины ДХО .
Не ошибусь, если скажу что очень немногие поставили дорогие комплекты, с блоками управления ( питания ), которые стабилизируют ток поступающий на светодиоды . А большинство, в том числе и я, установили недорогие — где только светодиоды .
И вот со временем они начинают перегорать ( не любят эти светодиоды перепадов напряжения ) . Кто-то покупает новые, кто-то забивает и ездит с несколькими негорящими, а кто-то ремонтирует — заменяет перегоревшие на новые . Я принадлежу к последней категории : благо на работе был фонарик ( достался по наследству ) в котором были примерно такие же светодиоды как и в моих ДХО . И вот этот фонарик стал »донором органов » . Сначала я заменил один светодиод, потом второй, третий, четвертый …И стал тот донор инвалидом .

И стал я думу думать : » а не купить ли мне дорогие, фирменные огни ? С блоком управления, сверх’яркими светоИдиодами ? Тысячи за 3-4 ? »
Но неожиданно вспомнил, что где-то на форуме попадалась запись про стабилизатор питания 12 вольт .
Давай пытать товарища на работе ( радиолюбителя с 30 летним стажем ) : что да как ? А он и говорит : » идешь в магазин радиодетали и говоришь : »нужна »кренка на 12 вольт »

.- »И все ?" — » Нет к каждой по два конденсатора 1000 мкФ и на 25 вольт »
Пошел. Купил 2 комплекта ( недорого все обошлось ) . Спаял . Подключил . Проверил : на входе от 12 до 15 вольт, а на выходе 12 !

Засунул эту конструкцию в баночку из под обувного крема

и закрепил ее под капотом . Схему подключения, если кого заинтерисует, посмотрите в интернете, я брал оттуда .

Рекомендую, оно того стоит : уже с полгода »полет нормальный »- ни один светодиод не перегорел .
Конечно есть еще вариант: поставить резистор который просто понизит напряжение, но тогда и яркость свечения уменьшится . Я так тоже делал, но не понравилось …
Схема подключения ДХО — простенькая с 1 реле : ключаются при включении зажигания, а при включении габаритов гаснут .
Вот как-то так…
P.S. Вечноголодные »зрители» в гараже …

К сожалению не помню цвета проводов в МУСе к которым подключал 5- контактное реле, ну с помощью контрольной лампочки это легко определить или по схеме электрооборудования. Смысл в следующем:
1. Как подключит »минус» понятно итак.
2. На » нормальнозамкнутый » контакт реле ( у меня он обозначен » А » ) плюс 12 вольт подается когда Вы включаете зажигание .Вернее плюс подается на МУС и на контакт »А »
3. На контакт обмотки или катушки, как правильно его назвать ( у меня он обозначен » В » ) плюс 12 вольт подается с МУСа когда Вы включаете габариты.
Получается так : Вы включаете зажигание — плюс 12 вольт идет отзамка зажигания на МУС и на нормальнозамкнутый контакт реле, через него идет на » кренку », и после кренкина ДХО . Они горят.
Когда Вы включаете габариты, то плюс 12 вольт с МУСа идет на лампы габаритных огней, и на контакт »В » обмотка срабатывает и размыкает нормальнозамкнутый контакт » А » — ходовые огни гаснут.
У меня реле стоит возле МУСа, а »кренка » под капотом .
Ну вроде понятно написал и ни чего не забыл .

В обсуждениях электрических схем часто встречаются термины «стабилизатор напряжения» и «стабилизатор тока». Но какая между ними разница? Как работают эти стабилизаторы? В какой схеме нужен дорогой стабилизатор напряжения, а где достаточно простого регулятора? Ответы на данные вопросы вы найдёте в этой статье.

Рассмотрим стабилизатор напряжения на примере устройства LM7805.В его характеристиках указано: 5В 1,5А.

Виды стабилизаторов напряжения

Различают всего 2 основных типа стабилизаторов напряжения:

Линейные стабилизаторы напряжения

Например, микросхемы КРЕН или LM7805, LM1117, LM350.

Кстати, КРЕН — это не аббревиатура, как многие думают. Это сокращение. Советская микросхема-стабилизатор, аналогичная LM7805 имела обозначение КР142ЕН5А. Ну а ещё есть КР1157ЕН12В, КР1157ЕН502, КР1157ЕН24А и куча других. Для краткости всё семейство микросхем стали называть «КРЕН». КР142ЕН5А тогда превращается в КРЕН142.

Наиболее распространенный вид. Недостаток их в том, что они не могут работать на напряжении ниже, чем заявленное выходное напряжение. Если LM7805 стабилизирует напряжение на 5 вольтах, то на вход ему подать нужно как минимум на полтора вольта больше. Если подать меньше 6,5 В, то выходное напряжение «просядет», и мы уже не получим 5 В. Еще один минус линейных стабилизаторов — сильный нагрев при нагрузке. Собственно, в этом и заключается принцип их работы — всё, что выше стабилизируемого напряжения, просто превращается в тепло. Если мы на вход LM7805 подадим 12 В, то 7 потратятся на нагрев корпуса, а 5 пойдут потребителю. Корпус при этом нагреется настолько сильно, что без радиатора микросхема просто сгорит. Из всего этого вытекает ещё один серьёзный недостаток — линейный стабилизатор не стоит применять в устройствах с питанием от батареек. Энергия батареек будет тратиться на нагрев стабилизатора. Всех этих недостатков лишены импульсные стабилизаторы.

Читайте также:  Мармелад из сливы без сахара

Импульсные стабилизаторы напряжения

Импульсные стабилизаторы — лишены недостатков линейных, но и стоят дороже. Это уже не просто микросхема с тремя выводами. Выглядят они, как плата с детальками.

Импульсные стабилизаторы бывают трех видов: понижающие, повышающие и всеядные.

Купить — LM7805 10 штук на Алиєкспресс

Импульсный стабилизатор (повышайка) MT3608 2A на Алиєкспресс

Импульсный стабилизатор 5А (понижайка) XL4015на Алиэкспресс

Хорошо. А что со стабилизатором тока?

Не открою Америку, если скажу, что стабилизатор тока стабилизирует ток.
Токовые стабилизаторы ещё иногда называют светодиодным драйвером. Внешне они похожи на импульсные стабилизаторы напряжения. Хотя сам стабилизатор — маленькая микросхема, а всё остальное нужно для обеспечения правильного режима работы. Но обычно драйвером называют всю схему сразу.

Итак. Драйвер задаёт ток. Стабильно! Если написано, что на выходе будет ток в 350мА, то будет именно 350мА. А вот напряжение на выходе может меняется в зависимости от требуемого потребителем напряжения. Не будем пускаться в дебри теории о том. как всё это работает. Просто запомним, что вы напряжение не регулируете, драйвер сделает все за вас исходя из потребителя.

Ну так и зачем всё это нужно то?

Теперь вы знаете, чем стабилизатор напряжения отличается от стабилизатора тока и можете ориентироваться в их многообразии. Возможно, вам так и не стало понятно, зачем эти штуки нужны.

Пример: вы хотите запитать 3 светодиода от бортовой сети автомобиля. Главное для светодиода важно контролировать именно силу тока. Используем самый распространенный вариант соединения светодиодов: последовательно соединены 3 светодиода и резистор. Напряжение питания — 12 вольт.

Резистором мы ограничиваем ток на светодиоды, чтобы они не сгорели. Падение напряжения на светодиоде пусть будет у нас 3.4 вольта.
После первого светодиода остается 12-3.4= 8.6 вольт.
Нам пока хватает.
На втором потеряется еще 3.4 вольта, то есть останется 8.6-3.4=5.2 вольта.
И для третьего светодиода тоже хватит.
А после третьего останется 5.2-3.4=1.8 вольта.
При желании добавить четвёртый светодиод — уже не хватит.
Если напряжение питания поднять до 15В, то тогда хватит. Но тогда и резистор тоже надо будет пересчитать. Резистор — простейший стабилизатор (ограничитель) тока. Их часто ставят на те же ленты и модули. У него есть минус — чем ниже напряжение, тем меньше будет и ток на светодиоде (закон Ома, с ним не поспоришь). Значит, если входное напряжение нестабильно (в автомобилях обычно так и есть), то предварительно нужно стабилизировать напряжение, а потом можно ограничить резистором ток до необходимых значений. Если используем резистор, как токовый ограничитель там, где напряжение не стабильно, нужно стабилизировать напряжение.

Стоит помнить, что резисторы имеет смысл ставить только до определенной силы тока. После некоторого порога резисторы начинают сильно греться и приходится ставить более мощные резисторы . Тепловыделение растёт, КПД падает.

Схема КРЕН 142

Как выбрать стабилизатор по току? Устройство должно быть выбрано с номиналом, довольно близким к значению максимально возможного тока в цепи. Если стабилизатор будет слегка загружен, то со стабильностью часто бывает не всё в порядке. Однако схема должна быть подобрана оптимально и полезно во всех смыслах. То есть номинальный ток с большим запасом тоже ни к чему, поскольку ток короткого замыкания будет также слишком большим для того, чтобы защитить цепь.

Типовая схема включения КР142ен5а

Стабилизатор серии КР142ен5а с постоянным положительным напряжением на выходе в 5 В имеет широкое применение в самых различных электронных приборах. Сфера его использования – в качестве источника питания для логических систем, аппаратов высокоточного воспроизведения и других радиоэлектронных приборов. Электрическая схема КР142ЕН5А показана на рисунке ниже.

Читайте также:  Чем кормить красноухую черепаху в домашних условиях

Емкости С1, С2 играют корректирующую роль. С2 предназначена для сглаживания пульсации, а С1 – для защиты от вероятного высокочастотного возбуждения микросхемы. Ток нагрузки стабилизатора рассчитан до 2 А.

Если добавить в схему вспомогательные детали можно преобразовать её в источник с регулированием напряжения. При удалённом расположении КРЕН 142 (с длиной соединительных проводов один метр и более) от фильтрующих конденсаторов выпрямителя, к его входу следует присоединить конденсатор. Для регулирования напряжения на выходе используется внешний делитель. Для правильной работы устройства потребуется применение дополнительного радиатора. Эти модели являются аналогами импортных регуляторов серии 78xx.

Цоколевка и схема включения

Микросхема КР142ен5а рассчитана на максимальный ток 5 А, и она может его обеспечить. Но превышение тока грозит выходом устройства из строя. Ниже приводится вариант включения микросхемы. Разрешается производить монтаж микросхемы два раза, демонтаж один раз.

Крепёж схемы к печатной плате выполняется методом распайки выводов корпуса, см. цоколевку микросхемы на рисунке.

Характеристики стабилизатора

Микросхема кр142ен5а представляет собой стабилизатор компенсационного типа с регулируемым выходным напряжением положительной полярности.

  • защита от перегрева;
  • ограничение по току КЗ;
  • масса не более 1,4 г;
  • габариты 14,48х15,75 мм.

Предельные значения параметров режима эксплуатации и условий окружающей среды:

  • Температура хранения -55 … +150 С;
  • Температур кристалла в рабочем режиме -45 … +125 С.

Стабилизатор крен8б

В настоящее время интегральные стабилизаторы напряжения распространены достаточно широко. Источники питания с использованием таких стабилизаторов имеют небольшое количество дополнительных элементов, низкую стоимость и обладают отличными техническими характеристиками. Линейный стабилизатор крен8б – один из наиболее распространённых вариантов отечественного производства, являющийся аналогом импортных стабилизаторов линейки 78хх.

Действие стабилизатора

Стабилизатор кр1428б даёт возможность снабжения каждой платы сложного прибора отдельным стабилизирующим устройством и воспользоваться для его питания общим источником, не обеспеченным стабилизацией.

Поскольку поломка одного из стабилизаторов приводит к выходу из строя только подключенного к нему блока, это повышает общую надёжность устройств. Также такая схема подключения смогла решить проблему борьбы с помехами импульсного характера и наводками на длинные питающие провода.

Следует знать, что превышение значения тока, на которое рассчитано устройство, может повлечь за собой выход стабилизатора из строя. Однако современные стабилизаторы имеют защиту по току – в случае превышения максимальной нагрузки тока они просто отключаются.

К минусам линейных стабилизаторов можно отнести и сильный нагрев при повышенной нагрузке. Так повышение входного напряжения влечёт за собой перегрев стабилизатора. При разработке стабилизаторов крен8б эта проблема была решена обеспечением защиты по перегреву.

  • Стабилизатор кр1428б имеет следующие характеристики:
  • допустимая величина выходного тока 1 Ампер;
  • наличие внутренней термозащиты;
  • защищённый выходной транзистор;
  • отсутствие необходимости во внешних компонентах;
  • внутренние ограничения токов короткого замыкания.

Применение

Применяться такой стабилизатор может в таких устройствах, как:

  1. в радиоэлектронных устройствах как источник питания логических систем;
  2. в устройствах воспроизведения высокого качества;
  3. в измерительных приборах.

При добавление в типовые схемы дополнительных элементов можно превратить стабилизатор из источника напряжения в источник с регулировкой как напряжения, так и тока.

Если длина соединительных проводов стабилизатора с фильтрующими конденсатами выпрямителя превышает 1 метр, тогда на его входе требуется установка электролитического конденсатора.

Выбор линейного стабилизатора крен1428б поможет решить проблему со стабилизацией напряжения в большом спектре радиоэлектронный и других устройств и продлит срок использования приборов.

Крен 12 вольт

Стабилизатор напряжения крен 12 вольт, расположенный в блоке питания, является немаловажным узлом радиоэлектронной техники. Не так давно подобные узлы были основаны на стабилитронах и транзисторах, на смену которым пришли специализированные микросхемы.

Плюсами таких схем стали способность в широких диапазонах выходного тока и выходного напряжения, а также присутствие системы, защищающей от перегрузок по электрическому току и перегревания – при превышении допустимого температурного значения кристалла микросхемы производится остановка тока на выходе.

Технические характеристики

К основным характеристикам стабилизатора крен 12 вольт относятся:

  • отсутствие необходимости в дополнительных внешних компонентах;
  • наличие внутренней системы термозащиты;
  • присутствие защитной схемы выходного транзистора;
  • внутренние ограничители тока коротких замыканий;
  • лёгкость и малые габариты.

Выходной ток в стабилизирующих устройствах крен 12 может быть 1 или 1,5 А, максимальное напряжение – 30 или 35 В. Разность входного напряжения с выходным в таких стабилизаторах всегда одинакова и составляет 2,5 В.

КР142ЕН12А

Стабилизатор КР142ЕН12А и его аналог LM317 являются регулируемыми стабилизирующими устройствами компенсационного типа. Работают они с внешним разделителем напряжения в элементе измерения, что позволяет регулирование напряжения на выходе в диапазоне 1,3 В – 37 В.
Элемент регулирования находится в плюсовом проводе питания. Предел тока нагрузки не превышает 1 А.

Читайте также:  Недорого ремонт пружинного дивана дома

Данные стабилизаторы считаются самыми «высоковольтными» в линейке К142, обладают высокой стойкостью к импульсным мощностным перегрузкам. Также они имеют систему, защищающую от перегрузок по току на выходе.

Прибор защищается пластмассовым корпусом, с вмонтированным удлинённым фланцем для теплоотведения. Массы подобных приборов не превышает 2,5 г.

Применение

Стабилизаторы на 12В широко используются в схемах электронных устройств как составляющие источников их электропитания. Это может быть бытовая и измерительная техника, радиоэлектронная аппаратура и прочие конструкции.

Также эти стабилизаторы используются автолюбителями при необходимости ограничения тока заряда аккумулятора, проверки источника питания, установке LED-лент в автомобильные фары во избежание частого сгорания светодиодов.

Простота схемного решения стабилизатора делает его лёгким в использовании даже для обычного обывателя, не обладающего специальными знаниями.

И снова здравствуйте !
И снова дурная голова рукам покоя не дает…
Многие утанавливают на свои машины ДХО .
Не ошибусь, если скажу что очень немногие поставили дорогие комплекты, с блоками управления ( питания ), которые стабилизируют ток поступающий на светодиоды . А большинство, в том числе и я, установили недорогие — где только светодиоды .
И вот со временем они начинают перегорать ( не любят эти светодиоды перепадов напряжения ) . Кто-то покупает новые, кто-то забивает и ездит с несколькими негорящими, а кто-то ремонтирует — заменяет перегоревшие на новые . Я принадлежу к последней категории : благо на работе был фонарик ( достался по наследству ) в котором были примерно такие же светодиоды как и в моих ДХО . И вот этот фонарик стал »донором органов » . Сначала я заменил один светодиод, потом второй, третий, четвертый …И стал тот донор инвалидом .

И стал я думу думать : » а не купить ли мне дорогие, фирменные огни ? С блоком управления, сверх’яркими светоИдиодами ? Тысячи за 3-4 ? »
Но неожиданно вспомнил, что где-то на форуме попадалась запись про стабилизатор питания 12 вольт .
Давай пытать товарища на работе ( радиолюбителя с 30 летним стажем ) : что да как ? А он и говорит : » идешь в магазин радиодетали и говоришь : »нужна »кренка на 12 вольт »

.- »И все ?" — » Нет к каждой по два конденсатора 1000 мкФ и на 25 вольт »
Пошел. Купил 2 комплекта ( недорого все обошлось ) . Спаял . Подключил . Проверил : на входе от 12 до 15 вольт, а на выходе 12 !

Засунул эту конструкцию в баночку из под обувного крема

и закрепил ее под капотом . Схему подключения, если кого заинтерисует, посмотрите в интернете, я брал оттуда .

Рекомендую, оно того стоит : уже с полгода »полет нормальный »- ни один светодиод не перегорел .
Конечно есть еще вариант: поставить резистор который просто понизит напряжение, но тогда и яркость свечения уменьшится . Я так тоже делал, но не понравилось …
Схема подключения ДХО — простенькая с 1 реле : ключаются при включении зажигания, а при включении габаритов гаснут .
Вот как-то так…
P.S. Вечноголодные »зрители» в гараже …

К сожалению не помню цвета проводов в МУСе к которым подключал 5- контактное реле, ну с помощью контрольной лампочки это легко определить или по схеме электрооборудования. Смысл в следующем:
1. Как подключит »минус» понятно итак.
2. На » нормальнозамкнутый » контакт реле ( у меня он обозначен » А » ) плюс 12 вольт подается когда Вы включаете зажигание .Вернее плюс подается на МУС и на контакт »А »
3. На контакт обмотки или катушки, как правильно его назвать ( у меня он обозначен » В » ) плюс 12 вольт подается с МУСа когда Вы включаете габариты.
Получается так : Вы включаете зажигание — плюс 12 вольт идет отзамка зажигания на МУС и на нормальнозамкнутый контакт реле, через него идет на » кренку », и после кренкина ДХО . Они горят.
Когда Вы включаете габариты, то плюс 12 вольт с МУСа идет на лампы габаритных огней, и на контакт »В » обмотка срабатывает и размыкает нормальнозамкнутый контакт » А » — ходовые огни гаснут.
У меня реле стоит возле МУСа, а »кренка » под капотом .
Ну вроде понятно написал и ни чего не забыл .

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector