Резьба по дереву первые шаги

Резьба по дереву первые шаги

В жизнь современного человека очень плотно вошло такое понятие, как готовое изделие. Это удобно, ведь одежду можно просто примерить и купить, в квартиру или дом можно просто войти и начать там жить, еду можно не готовить, а заказать на дом. Это не требует времени и усилий, однако все готовые изделия, массовый рынок, лишены уникальности и души. Уроки для изучения пошаговой резьбы по дереву можно изучить и в текстовом виде, достаточно прочитать нашу статью!

Для тех, кто несогласен с таким положением дел, существует масса увлечений и ручного труда, в которых он может попробовать и найти себя. Скрап-букинг, шитье, рисование, кулинария – вот неполный перечень занятий, в которых можно попробовать свои силы. Еще одним модным и интересным направлением ручного труда является резьба по дереву. Резные изделия всегда привлекают внимание, заставляют рассматривать и восхищаться, а ведь создать их не так уж и сложно, это под силу каждому, было бы желание и пара подходящих инструментов.

Для тех, кто решился попробовать вырезать по дереву, но не знает, с чего начать, пригодятся уроки для пошагового изучения резьбы по дереву. Существует большое количество видео с мастер-классами для начинающих умельцев, после просмотра которых станет ясно, как правильно держать инструмент в руках и делать первые шаги в этом искусстве.

Изучаем виды и техники декоративной резьбы по дереву в уроке

Существует не очень много видов художественной резьбы по дереву. Основные техники – это:

  • геометрическая резьба – орнаменты, состоящие из простых геометрических фигур: треугольников, квадратов и т.д. Хорошо подходит новичкам, самый простой вид
  • контурная – на дереве вырезаются желобки, создающие контур картины.
  • плосковыемчатая – к ней относятся первые два вида резьбы, а также ногтевидная и другие. Характеризуется тем, что из фона на одинаковую глубину вырезается узор, он утоплен в фоне
  • прорезная, или ажурная. В этом виде резьбы фона нет, он вырезан насквозь. За счет этого создается эффект легкости, кружев, отсюда и название. Разновидностью этой резьбы служит накладная – вырезанный ажурный узор накладывается на дополнительный фон, которым может служить дерево, фольга, ткань
  • плоскорельефная – фон углублен, он находится под рисунком. Узор при этом выступает примерно на одинаковую высоту, то есть со стороны он плоский
  • объемная. Эта резьба доступна уже не каждому, ведь изделия, выполненные в этой технике – это настоящие деревянные скульптуры. Важно представлять объем и пропорции для того, чтобы овладеть этим видом резьбы.

Кроме того, есть различные авторские и региональные виды, чаще всего совмещающие две и более техники. К ним можно отнести:

  • абрамцево-кудринская резьба
  • богородская
  • резьба “татьянка”

Рассмотрим первый урок: ручные и электроинструменты для работы

Для начала нужно ознакомиться с инструментами. Основные для резьбаря:

Нож-косяк, он нужен для геометрической резьбы, а также незаменим в других видах. Важно следить за качеством металла и остротой ножа. Тупой угол ножа называется пяткой, острый – носком. Это важно запомнить для работы с мастер-классами и уроками.

Стамески. Они бывают прямыми, а также ногтевидными и в виде уголков. Нужны для создания соответствующей формы вырезов.

Электроинструменты. Лобзик и дрель незаменимы для прорезной резьбы, гравер – для создания рисунка на лаке, бормашина – для шлифования готовых элементов.

Режем канавку по дереву вдоль и поперек волокон

Для того, чтобы освоить этот вид декоративно-прикладного искусства, важно освоить технологию первых двух видов резьбы: геометрическую и контурную.

Первым заданием для начинающих мастеров является прорезать ровную линию. Первая прорезь ножом-косяком носит название надреза, вторая, благодаря которой полоска выпадает из дерева, называется подрезом.

Чтобы выполнить первый надрез, необходимо взять доску из мягкого дерева, лучше липы, и начертить на ней полосу вдоль волокна. Далее поставить нож пяткой к себе, рука наклонена вправо, носок ножа входит в дерево, а пятка должна быть наклонена к дереву, но не резать его. Вести нож по направлению к себе. После выполнения надреза необходимо перевернуть доску на 180 градусов и сделать подрез – повторить все то же самое на расстоянии от верхнего края надреза на 2-4 мм. Таким образом, срезы внутри должны сойтись и полоска дерева выйдет сама, оставляя ровный желоб.

Если все выполнено правильно, то Вы уже сможете вырезать свой первый контурный рисунок – квадрат или сетку из квадратов.

Разберем азы геометрической техники для новичков

После освоения того, как правильно держать нож в руке, можно приступать к чуть более сложным узорам. Это будут треугольники.

Читайте также:  Клей для стеклохолста расход на 1 м2

Для этого необходимо начертить свой первый шаблон на доске. На двух параллельных линиях отметить отрезки по 1 см в шахматном порядке и соединить их. Получился целый ряд треугольников. Теперь на нижнем ряду нужно отметить центр каждого из них – это будет самой глубокой точкой фигуры. Соединить центр с вершиной треугольника.

Воткнуть носок ножа в центр одного из треугольников, а пятку подвести к вершине. Это первый надрез. Проделать то же самое со всеми тремя отрезками от центра до вершин. После этого подрезать треугольники вглубь, как показано на фото.

Таким нехитрым способом, Вы уже умеете вырезать желобки и треугольники по дереву, а это – основа геометрической и контурной резьбы.

Для освоения дальнейших навыков ниже представлена подборка видео-уроков для изучения резьбы по дереву.

Видео-уроки по теме статьи

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм, прямой стамески 12 мм, радиусной (полукруглой) 10 мм, подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Читайте также:  Пролет 6 метров чем перекрыть

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150. Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Читайте также:  Посадочная яма для крыжовника

Морилка. В плоскорельефной резьбе морение используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Воск. Оптимальный вариант декоративной отделки для резных работ, выполненных на темных породах дерева. Воск подчеркивает достоинства древесины: делает ее гладкой, добавляет легкий блеск и мягкий бархатистый оттенок. Но такой вариант отделки подойдет не для всех разновидностей рельефной резьбы. Эффективность нанесения воска во многом зависит от качества располировки, с чем возникнут сложности при отделке объемных горельефов, а также работ со сложной и мелкой детализацией.

Масла. Также как и использование морилки, применение масла в качестве декоративной отделки имеет множество подводных камней и сопряжено с потенциальными рисками: от разбухания до образования пятен. В случае с рельефной резьбой такую отделку не рекомендуют наносить более чем в 1-2 слоя. О специфике каждого типа масла мы подробно говорили в одной из наших статей.

Резьба по дереву для начинающих – интересное и увлекательное занятие, не представляющее особой сложности. Не обязательно обладать художественными навыками для создания орнаментов и узоров. Сейчас на помощь новичку приходят готовые эскизы и видео-уроки.

Большинство даже состоявшихся мастеров вдохновляются работами других людей, поэтому обязательно внимательно просматривайте трафареты, схемы и рисунки других любителей.

Разновидности техник

Скульптурная резьба — самая сложная, требующая определенных навыков. Есть очень много книг по данной технике.

Прорезную резьбу отличает полностью обработанный фон и красивый орнамент. Она выполняется лобзиком, ножом, а финишная обработка может производиться бензопилой.

Обучиться технике поможет геометрическая резьба.

Для того чтобы выполнить художественную резьбу, легче скопировать готовый эскиз, нежели чем создать свой собственный.

Но большинство готовых узоров отличаются определенной замысловатостью, поэтому начинающий мастер может попробовать себя в создании собственного простого эскиза.

Создание эскиза

При проектировании эскиза необходимо выполнить следующую последовательность шагов:

  1. Выбирается заготовка для работы;
  2. На эскизе обозначаются основные элементы и места, где резьба будет наноситься;

  1. При помощи чертежных принадлежностей картинка перерисовывается на миллиметровку или кальку с масштабной разметкой;
  2. Если какие-либо элементы повторяются, то достаточно создание единичного трафарета.

При навыках работы в простейших графических редакторах (например, Paint) можно создать эскиз там, а затем просто распечатать на бумаге в необходимом масштабе.

Далее бумажные лекала закрепляются на основе из дерева и копируются любым доступным способом.

Трафареты обычно используются многократно, поэтому желательно сделать их из относительно плотного материала (картона, фанеры).

Вот некоторые подробности переноса рисунка с шаблона на дерево:

  1. Образец фрезером закрепляется прямо на основе, резка производится прямо по его контуру;
  2. Контуры трафареты переносятся на дерево простым карандашом;
  3. Перенести эскиз с бумаги на доску можно, положив под нее кальку. После прорисовывания контура эскиза на дереве останется след от копировательной бумаге;

  1. Самые простые узоры можно перенести с помощью выкалывания (иглой, ножом или шилом).

Этапы работы

Когда эскиз перенесен на основу, начинается самый интересный процесс – непосредственной обработки дерева.

Если вы работаете в технике сквозной резьбы, первым делом необходимо нанести стартовые отверстия в каждом элементе. Выполняется это, как правило, при помощи электрической дрели. После в отверстия вставляется пила, и часть дерева выпиливается. Далее края выравниваются и начинается художественное оформление.

Плоскорельефная и объемная резьба выполняются немного иначе.

В начале ножом проделываются контуры будущих узоров. Далее резаком выполняется прорезка самой глубокой центральной части. От нее формируются все остальные углубления.

Мелкие детали выполняются при помощи стамески.

Иногда могут потребоваться дополнительные инструменты (например, киянка, для более твердых пород древесины).

Глубокий рельеф проделывается стамеской с изогнутым лезвием. По завершении работы все края обрабатываются с целью устранения шероховатостей и сколов.

Видео по теме статьи

Подробнее о том, с чего начать при резьбе по дереву, в видеороликах ниже.

Ссылка на основную публикацию
Редкий окрас британских кошек
Всему миру известны мощные и аристократичные британские кошки. Такие питомцы прекрасно подходят для домашнего содержания благодаря спокойствию и крепкому здоровью....
Расчет корпусов для акустики
Программы для расчетов фильтров и корпусов акустических систем, регуляторов громкости, блоков питания, катушек индуктивности, кроссоверов для автоакустики. UniBox (Unified Box...
Расчет люксов на помещение калькулятор
Расчет освещенности помещения Укажите необходимые размеры в метрах Y - Длина помещения X - Ширина помещения Z - Высота потолков...
Редми ноут 4 размер телефона
Обзор Xiaomi Redmi Note 4 Xiaomi Redmi Note 4 — мощный и доступный смартфон с большим экраном. В августе 2016...
Adblock detector