Смазка для подшипников эл двигателей

Смазка для подшипников эл двигателей

Наиболее часто встречающаяся на всех производствах составная часть оборудования – электродвигатель. Смазка для подшипников электродвигателей – в этой статье мы попробуем помочь вам разобраться как выбрать смазку для электродвигателя, на что обратить внимание, как и чем смазывать электродвигатель чтобы продлить срок его службы.

Обслуживание электродвигателей один из обязательных пунктов в перечне служебных обязанностей механических служб, одной из составляющих такого обслуживания является смазывание подшипников.

Несмотря на то что срок службы подшипника складывается из множества факторов, начиная от качества исполнения самого подшипника, корректности его верной установки и наличия или отсутствия факторов влияния среды срок его службы можно радикально повысить при условии своевременной и правильной смазки.

Правильно подобранная смазка в зависимости от типа электродвигателя, условий его эксплуатации позволит вам обеспечить надежную и долговременную его работу. Неправильно подобранная смазка в тоже время грозит самое меньшее повышенным расходом и увеличением затрат на обслуживание, в худшем же случае вызовет повышенный износ, а в дальнейшем и разрушение подшипника. Особенно это применимо к подшипникам, эксплуатирующимся в сложных условиях – при высоких температурах, скоростях и нагрузках.

Роль смазочных материалов

Применение смазочных материалов позволяет снизить трение на поверхности ролик-сепаратор, демпфирует ударную нагрузку тел качения на обойму и соответственно уменьшает шум при работе механизма. Также применение смазок способствует равномерному распределению тепла от поверхностей трения, являются своеобразным буфером защищающим подшипник от механических загрязнений (чем выше точность исполнения узла и чем выше скорость его вращения тем более весом этот фактор), а также защищает поверхность металла от коррозии.

Для правильной работы подшипника необходимо соблюдать рекомендации по нанесению и нормам закладки смазок, закладывать лишнюю смазку в подшипник не только неэкономично, но и приводит к тому что смазка хуже отводит тепло и может способствовать увеличению температуры подшипника. По данным исследований повышение температуры подшипника на 10 градусов снижает срок его службы на 20%.

Смазка подшипников электродвигателей 3000 об/мин

Наиболее часто применяемые электродвигатели на производстве это эл.двигатели с частотой оборотов около 3000 об/мин — универсальным решением для них служат такие смазки как ROXOL PU MF и ROXOL PU EP — в зависимости от того какие рабочие температуры в узле и окружающей среде. Это экономичные и в тоже время качественные полимочевинные смазки с увеличенным ресурсом эксплуатации, водостойкие и с отличной механической стабильностью.

Другие смазки

Для смазывания электродвигателей применяются консистентные смазки на различных загустителях, например смазки на основе кальциевого мыла – простейший представитель этого класса смазок это обыкновенный солидол, однако солидолы уже не удовлетворяют требованиям предъявляемым к современным смазкам и не могут обеспечить надежную работу электродвигателя.

Другой представитель кальциевых смазок это смазка разработанная во времена СССР – ЦИАТИМ-221.

ЦИАТИМ-221 – это смазка на основе синтетической полисилоксановой жидкости 132-24 загущенной кальциевым мылом, смазка специально разработана для применения в электродвигателях со скоростью вращения до 10000 об/мин.

Литиевые смазки – благодаря структуре загустителя смазки на основе литиевых мыл применяют в широком интервале температур. Нами разработана смазка на основе литиевого мыла Roxol MS с добавлением дисульфида молибдена – дли использования в электродвигателях при оборотах до 5000 об/мин при средних и высоких нагрузках. Благодаря содержанию в составе дисульфида молибдена смазка обладает высокими противоизносными свойствами.

Читайте также:  Принцип смазки цепи бензопилы

Смазка ROXOL MS может быть иcпользована для замены более дорогих смазок ВНИИНП-242 и Molykote FB-180 в температурном диапазоне от -30 до +140 градусов.

Смазки на основе полимочевины – уникальные смазочные материалы с точки зрения их механической и химической стабильности, а также устойчивости к температурам. Благодаря природе загустителя смазки относятся к беззольным, т.е. не оставляют нагара, образуют сверхстабильные реологические системы (смазка быстро восстанавливает структуру после механического воздействия, отлично противостоит повышению нагрузки благодаря чему срок ее службы выше смазок на основе мыльных загустителей).

Для удовлетворения потребностей отечественного потребителя компания Роксол разработала полимочевинную смазку с загустителем из тетрамочевины Roxol PU EP. Смазка может использоваться для замены смазoк SKF, MOBIL и SHELL и других импортных смазок с загустителем из полимочевины. Идеальна для тяжелых условий работы при высоких скоростях, в отличие от литиевых смазок работает до 10 раз дольше. При низких температурах (ниже минус 30 градусов) рекомендуем использовать смазки на основе синтетических масел — например смазку Roxol PU SYNT — работающую в широком диапазоне температур и имеющую великолепные антифрикционные свойства.

Выбор смазки для электродвигателя следует производить с учетом ряда факторов:

  1. Режим работы двигателя — скорость вращения, нагрузка на вал, длительность рабочего цикла.
  2. Условия рабочей среды — влажность воздуха, температура, наличие агрессивных факторов (химикаты, пар, пыль и т.д.)
  3. Конструкция и габариты узла.

Скорость вращения подшипника требует особого внимания, чем выше скорость тем ниже должна быть вязкость базового масла на основе которого изготовлена смазка.

Нагрузка на вал покажет, необходима ли смазка с повышенной несущей способностью (с EP присадками)

Длительность бесперебойной работы – выдвигает требования к механической стабильности смазки.

При температуре работы подшипника от 130 градусов и выше следует отдавать предпочтение смазкам термостойким, с температурой каплепадения от 190 градусов и выше.

Таким образом смазочный материал должен сохранять консистенцию в пределах рабочих температур, обладать высокой механической стабильностью, не вызывать эффект саморазогрева ( т.е. вязкость его базового масла должна соответствовать скорости работы), обладать устойчивостью к окислению.

Консистентная высокотемпературная смазка на основе минерального масла с полимочевинным загустителем ROXOL PU EP разработана нами для применения в электродвигателях тяжелой внедорожной техники, электродвигателях насосов и вентиляторов вместо таких смазок как SKF, MOBIL XHP, SHELL GADUS, ею могут смазываться и ступичные подшипники.

Идеальные смазки для электродвигателей

Смазки ROXOL PU EP и ROXOL PU SYNT — это идеальные смазки для снижения износа и увеличения ресурса подшипников электродвигателей работающих в широком интервале рабочих температур. Благодаря высокой механической стабильности они обеспечивают длительное смазывание узлов трения (практически ресурс смазок на основе полимочевины выше мыльных до шести раз в одинаковых условиях эксплуатации). Для особо нагруженных подшипников высокомощных электродвигателей мы рекомендуем применять смазку ROXOL DS — с содержанием дисульфида молибдена — смазка отлично справляется с высокими температурами и нагрузками характерными например для металлургических производств. Применение ее на металлургическом комбинате позволило сократить потребление смазочного материала в 5 раз, с тонны в месяц до 180 килограмм.

Читайте также:  Какие бортики в кроватку лучше выбрать

Смазочные материалы при эксплуатации электрических двигателей, генераторов и трансформаторов играют главную роль в безаварийном меж ремонтном интервале. Какая необходима смазка для подшипников электродвигателей того или иного типа и исполнения, указано в прилагаемом производителем паспорте по обслуживанию и эксплуатации электрической машиной. В данном разделе опубликована информация с техническими характеристиками лучших распространённых смазок российских и зарубежных производителей.

Перечень смазочных материалов:

AeroShell Grease 7 — Авиационная многоцелевая пластичная смазка для высоконагруженных подшипников, приводов механизмов.

Mobilgrease 28 — пластичная синтетическая смазка, описание, характеристики, аналоги.

Mobil Polyrex EM (Mobil Polyrex EM 103) — смазка на минеральной основе для подшипников электродвигателей, описание характеристик, аналоги.

Mobilith SHC 100 — пластичная смазка для подшипников электродвигателя с пониженным коэффициентом трения.

Mobiltemp SHC 100 — смазка для скоростных радиальных и упорных подшипников, описание, аналоги, характеристики.

Shell Albida ЕMS 2 – синтетическая многоцелевая смазка на основе литиевого мыла, описание назначения, характеристики.

ESSO Unirex № 2, №3 — высокотемпературные пластичные смазки на основе литиевого комплексного мыла для подшипников качения, аналоги, характеристики.

Huskey TF-1000 PTFE — многоцелевая пластичная смазка с содержанием политетрафторэтилена,
описание, характеристики смазки.

Kluberplex BEM 41-132 — высокотемпературная смазка для подшипников качения электрических двигателей, описание характеристик.

Kluber Isoflex Topas L32 — низкотемпературная синтетическая консистентная контактная смазка, назначение, характеристики.

Kluber Isoflex Topas L152 — синтетическая контактная смазка на основе литиевого мыла, аналог, характеристики.

Shell Alvania Greases , G1, G2, G3 — индустриальные смазки для подшипников электродвигателя на основе минерального масла, область применения, характеристики.

Shell Gadus S2 V100 3 (Shell Alvania Grease RL 3) — многоцелевая пластичная смазка на основе гидроксистеарата лития, назначение, характеристики, аналоги.

Shell Gadus S5 V100 2 — смазка промышленного применения на основе синтетических масел для подшипников электрических двигателей, характеристики, аналоги.

RENOLIT S2 — синтетическая литиевая пластичная смазка, обладающая водостойкостью, устойчивостью к окислению. Назначение, характеристики, аналоги.

SKF LGHP 2 — пластичная смазка на основе минерального масла с полимочевинным загустителем, характеристики, аналоги смазки.

ESSO Unirex №2, N3 — высокотемпературные пластичные смазки, предназначенные для смазывания подшипников качения различных типов, аналоги, характеристики смазки.

Esso Unirex S2 — пластичная высокотемпературная смазка с базовым маслом, основанном на низколетучем синтетическом полиэфире, назначение, характеристики.

Литол-24 (ГОСТ) — водостойкая смазка для применения в узлах трения промышленного и сельскохозяйственного оборудования, характеристики, назначение.

Циатим (ГОСТ Ciatim-201 Ciatim-202 Ciatim-203 Ciatim-205 Ciatim-208 Ciatim-221) — смазка для смазывания узлов трения, скольжения и качения. Характеристики, применение циатима по видам.

STABURAGS N12 MF — минеральная твёрдая смазка долгосрочного применения для подшипников качения и скольжения работающих при средних и высоких температурах.

Shell Diala S4 ZX — ингибированное трансформаторное масло нового поколения обеспечивающее высокие значения пробивного напряжения.

Многие знают, какие душераздирающие звуки издаёт моторчик печки, когда в нём высыхает смазка. Доводить до этого состояния нельзя! «Визг» моторчика – это свидетельство износа втулок подшипников, которые работали без смазки.

Читайте также:  Чем натереть полированную мебель в домашних условиях

Моторы вентилятора отопителя имеют подшипники скольжения в виде бронзовых втулок. Почему не шариковые подшипники? Да очень просто: подшипники скольжения в отличие от шариковых – обеспечивают плавность и бесшумность работы мотора. Кто сталкивался с компьютерными вентиляторами – знает это. По этой же причине подшипники скольжения применяют в элементах лентопротяжных механизмов магнитофонов, приводах проигрывателей виниловых пластинок, бытовых вентиляторов и т.п.

Недостаток таких подшипников – они не рассчитаны на высокую нагрузку, впрочем, в перечисленных мною местах их применения нагрузка на вал минимальна. Ну и второе, они не удерживают запас смазки, поэтому их необходимо регулярно смазывать, иначе они быстро выйдут из строя. Этим мы и займёмся.

В последнее время стал замечать, что после запуска двигателя, когда климат-контроль включает вентилятор отопителя на минимальную скорость, стало слышно едва заметное «жужжание». Это признак того, что нужно срочно принимать меры…

Мотор вентилятора отопителя Subaru расположен под торпедой за бардачком. Снимается он очень просто: достаточно залезть снизу, отсоединить разъём от двигателя, скинуть гофрированную трубку и открутить 3 самореза:

Вынимаем его из корпуса отопителя и несём на стол.

Первое, что нужно сделать, снять крыльчатку с вала мотора. Сначала снимается хомут. Сама крыльчатка сидит плотно на валу – раскачивая её из стороны в сторону, помогая отвёрткой она, наконец, поддаётся и снимается.

Пыли внутри немало, поэтому самое время отмыть крыльчатку. Я отмыл с помощью жёсткой кисти – выглядит, как новая!

Далее, отвернув два самореза под ней, снимите верхнюю крышку мотора.

Остаётся, вытащить мотор из корпуса. Для этого с обратной стороны крышки нужно отвернуть два винта.

Просто так вытащить мотор не получается: ухватиться не за что, кажется, что он сидит мёртво. Я вместо штатных винтов вкрутил длинные винты с резьбой M4, и уперевшись ими в стол, надавил на крышку и она «поползла» вниз.

Меня сразу удивило, что там стоит обычный коллекторный электродвигатель – я надеялся там увидеть трёхфазный безколекторный мотор… Второе, что я увидел – это капиллярная система смазки (фетр, пропитанный маслом), которую я помню ещё с детства: встречал не раз такую систему в моторах магнитофонов и бытовых вентиляторов. Ну и отлично: старые проверенные технологии!

Верхний подшипник закрыт крышкой – снимаем её. Снимается без труда.

Видим с обеих сторон вала бронзовые втулки, окружённые фетровым кольцом. Фетр уже сухой, но следов износа ещё нет. Вовремя! Проверяем люфт вала мотора. Поперечный люфт не должен ощущаться. Продольный около 0,3 – 0,4 мм. Его можно отрегулировать нижней пружинной шайбой.

Для смазки я использовал моторное масло (0W-40), налитое в маленькую маслёнку. Сначала капните масло непосредственно в зазор между шайбами и втулками. Повращайте вал и удивитесь, насколько легче стал вращаться ротор! После чего поставьте мотор вертикально и накапайте масло на фетр равномерно со всех сторон. Когда масло впитается, снова закапайте. И так до тех пор, пока оно не перестанет впитываться. Излишек масла вытрите. Затем переверните мотор другой стороной и проделайте со вторым подшипником аналогичные операции.

Ссылка на основную публикацию
Сладкие подарки с пожеланиями
Особенные, сделанные собственноручно и с душой презенты вызывают у одариваемого человека массу положительных эмоций. К числу не банальных подарков можно...
Сколько стоит эта сауна
Отдых в сауне – это лучшая возможность совместить лечение и оздоровление организма с приятным времяпровождением. Посещение бани для москвичей и...
Сколько стоят бетонные работы по заливке фундамента
Компания ПТК «ПРОМ БЕТОН» с 2011 года силами собственных специалистов (как Генподрядчик), оказывает полный перечень дополнительных услуг связанных с монолитным...
Сладкие помидорки на зиму рецепты
Сладкие помидоры на зиму — самая вкусная заготовка. И, действительно, сладкий и ароматный рассол выпивается без остатка. Чаще всего томаты...
Adblock detector