Тенелюбивые растения 3 класс

Тенелюбивые растения 3 класс

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите­лю на всех этапах проведения уроков.

Теневыносливые растения хорошо растут на освещенных ме­стах, но могут переносить и затенение. В эту группу можно включить травянистые растения опушек, лесных полян, например землянику лесную, ландыш майский. Из деревьев и кустарников — ель обыкновенную, липу мелколист­ную, орешник, а из кустарничков — чернику и бруснику.

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Растения теневыносливые. Растения тенелюбивые. Теневые листья. Листовая мозаика. Летнезимнезеленые растения

Вопросы для обсуждения

1.Что называют листовой мозаикой?

2.Как объяснить, что многие деревья и кустарники широколи­ственного леса образуют листовую мозаику?

3.В каких условиях освещения лучше растут теневыносливые растения? Ответ подтвердите примерами.

4.Почему в ельниках много растений, зимующих с зелеными листьями?

5.Какие особенности имеет кислица как тенелюбивое растение?

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

В тенистых лесах листья многих теневыносливых растений образуют листовую мозаику, когда пластинки листьев располагаются на побегах часто горизонтально, почти не нале-
гая друг на друга, а более мелкие листья как бы вставлены между крупными. Образуется
широкая, плоская поверхность, поглощающая больше света в тенистом лесу.

Листовая мозаика наблюдается у липы, вяза, орешника и других растений
(рис.1). У этих же деревьев и кустарников, растущих на от-
крытых, хорошо освещенных местах, листья располагаются в разных плоскостях.

Если сравнить клеточное строение листьев, находящихся на поверхности и в глубине кроны, например у липы, то можно за­метить разницу. На поверхности кроны листья световые, а в глу­бине кроны — теневые (о теневых листьях скажем ниже).

Рис.1. Листовая мозаика вяза

Хорошо освещенные одиночно растущие деревья липы обильно цветут и образуют плоды. В тенистых лесах липа не цветет, мо­жет жить долго, но в виде куста. А земляника лесная и ландыш майский цветут и плодоносят в тенистых лесах, хотя на хорошо освещенных местах (на вырубках, лесных полянах) зацветают раньше и плодоносят обильнее.

Тенелюбивые растения, или теневые, не выносят длительно­го воздействия прямого солнечного света. Они приспособились к постоянной тени. Яркий солнечный свет угнетает эти растения, они хуже растут и в конце концов погибают.

Где же можно встретить такие растения? В солнечный летний день зайдем в густой ельник. В лесу тенисто и сумрачно. Лишь ме­стами солнечные лучи пробиваются между кронами елей. На по­верхности почвы мы увидим небольшие светлые пятна. В ельни­ках тенисто круглый год. Здесь и подобрались тенелюбивые растения, приспособившиеся усваивать в основном рассеянный свет. В таком лесу мы встретим разнообразные зеленые мхи, кислицу обыкновенную, грушанки, майник двулистный, многие виды па­поротников.

Рассмотрим подробнее кислицу обыкновенную. Это невысокое травянистое растение с тройчатыми, кислыми на вкус листьями (отсюда название). В народе это растение еще называют заячьей капусткой. Ранней весной, когда стает снег, мы увидим в лесу кис­лицу с темнозелеными прошлогодними листьями, они перезимова­ли под снегом и, прожив немногим меньше одного года, отомрут.

В мае у кислицы вырастают новые молодые листья. Весной они светло-зеленые. Летом в них образуется много хлорофилла, и они становятся темно-зелеными. Листовые пластинки располагаются горизонтально. Такое положение листьев и их темно-зеленая окраска способствуют более полному поглощению света в тенис­том лесу. Кислицу называют летнезимнезеленым растением. Ли­стья имеют теневое строение (рис.2). Они тонкие. Клетки и хлоропласты в них крупные. В листе нет столбчатой ткани, а есть только губчатая. Кислица не выносит длительного воздействия прямых солнечных лучей, яркий свет ее угнетает.

Рис.2. Кислица обыкновенная. Общий вид растения и анатомическое строение листа на поперечном срезе. 2. Анатомическое строение листа копытня

В тенистых ельниках много растений, зимующих с зелеными листьями, например грушанки, вероника лекарственная, плауны, зеленые мхи. В таких лесах снег лежит долго, поэтому весна как бы запаздывает. Растения получают меньше света. Если растения выходят из-под снега с зелеными листьями, в них сразу может происходить фотосинтез. Не нужно терять время на развитие мо­лодых побегов. Если бы активная жизнь растений начиналась поздно, они не успевали бы зацвести и образовать плоды.

Читайте также:  Платье бохо из вельвета

Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

Описание разработки

Цели: Объяснить и сформировать у учеников понятия о том, что растения приспосабливаются к разным условиям окружающей среды и выживают в любых условиях; познакомить со светолюбивыми и теневыносливыми растениями, их отличительными признаками. Сформировать представления об оказании первой помощи при травмах и ссадинах. Развивать связную, логическую речь, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, эстетический вкус, внимание, память, умение сравнивать, доказывать; умение работать в группе. Способствовать воспитанию любви к природе, развитию чувства прекрасного, бережного отношения к своему организму.

Ход урока:

1. Организационный момент

— С каким настроением пришли сегодня на урок?

Подравнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли.

Он пойдёт, конечно, впрок:

Если будете вы внимательны,

Всё поймёте обязательно.

2. Проверка домашнего задания.

— Как влияет внешняя среда на растения? (рассказ детей о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях)

3. Актуализация знаний

1)Тесты /слайды № 2, 3, 4, 5 /

1. Какое из этих растений влаголюбивое?

Д) Верблюжья колючка

2. Какое из этих растений засухоустойчивое?

3. Определите, какой из этих цветов относится к водным растениям?

4. Определите, к какой группе растений относится кувшинка?

2). Кроссворд — работа в парах /расшифровать буквенный кроссворд/ / слайды №6-7/

Р омашка, А стра , С ирень, Т юльпан, Е ль, Н оготки, И рис, Я блоко. — «РАСТЕНИЯ»

4. Деление на группы

Игра «Созвездия» — проводится на подобие игры «Атомы и молекулы».

5. Определение темы, целей урока — работа в группах

Работа в группах (решить примеры и в окошечках вставить буквы ).

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Предмет: Познание мира

Тема: Светолюбивые и теневыносливые растения. ПДД: Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.

Цели: Объяснить и сформировать у учеников понятия о том, что растения приспосабливаются к разным условиям окружающей среды и выживают в любых условиях; познакомить со светолюбивыми и теневыносливыми растениями, их отличительными признаками. Сформировать представления об оказании первой помощи при травмах и ссадинах. Развивать связную, логическую речь, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, эстетический вкус, внимание, память, умение сравнивать, доказывать; умение работать в группе. Способствовать воспитанию любви к природе, развитию чувства прекрасного, бережного отношения к своему организму.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный, с приглашением медработника школы

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтально-коллективная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа Приемы: беседа, показ, рассказ, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, карточки с вопросами, презентация, тест, кроссворд, ватманы, фломастеры

— С каким настроением пришли сегодня на урок?

Подравнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли.

Он пойдёт, конечно, впрок:

Если будете вы внимательны,

Всё поймёте обязательно.

2. Проверка домашнего задания.

— Как влияет внешняя среда на растения? (рассказ детей о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях)

3. Актуализация знаний

1)Тесты /слайды № 2, 3, 4, 5 /

1.Какое из этих растений влаголюбивое?

Т) Иван-чай Д) Верблюжья колючка

2. Какое из этих растений засухоустойчивое?

Е) Саксаул Ё) Клевер

3. Определите, какой из этих цветов относится к водным растениям?

Н) Подсолнух М) Лотос

4. Определите, к какой группе растений относится кувшинка?

А) ВОДНЫЕ Б) ВЛАГОЛЮБИВЫЕ В) ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ

2). Кроссворд — работа в парах /расшифровать буквенный кроссворд/ / слайды №6-7/

Р омашка , А стра ,С ирень , Т юльпан , Е ль , Н оготки , И рис , Я блоко.- «РАСТЕНИЯ»

Читайте также:  Отопительный счетчик в квартиру цена

4.Деление на группы

Игра «Созвездия» — проводится на подобие игры «Атомы и молекулы».

5.Определение темы, целей урока — работа в группах

Работа в группах (решить примеры и в окошечках вставить буквы ).

5*5= С 2*5= Е 20-3= Е

30+3= Т 1*5= В 10-1= Ю

5*9= Л 20*3= О 3*5= Б

5*5= Т 2*5= И 20-3= Е

30+3= В 1*5= Л 10-1= Н

5*9= Ы 20*3= В 3*5= О

5. Работа над новым материалом – в группах

Группы работают с учебниками, с ресурсами и составляют постеры.

/слайды № 11, 12 ,13 ,14 ,15 ,16, 17 , 18./

Каждая группа знакомится с видами растений (1гр – светолюбивые, 2 гр — теневыносливые), даёт им характеристику, знакомится с условиями произрастания растений.

7.Защита – презентация работ

«Светолюбивые» (береза, сосна , ива , дыня , арбуз , кукуруза , мать-и-мачеха , хлопок.) , «Теневыносливые» (клубника, брусника , дуб, клён , ель, смородина, крыжовник, ежевика)

— Что общего есть у растений разных групп и почему? ( дети самостоятельно объясняют и делают выводы)

8. ПДД – медработник школы

Тема: Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.

Правила оказания первой медицинской помощи при ссадинах.

• Промыть рану водой с мылом.

• Для очистки раны от загрязнения использовать чистую салфетку, промывать начинать с середины раны, двигаясь к краям.

• Смазать кожу вокруг раны спиртом.

• Наложить небольшую повязку.

При появлении признаков попадания инфекции в рану не­обходимо вызвать врача.

Первые признаки попадания инфекции в рану могут воз­никнуть через два дня после травмы (появления ссадины): об­ласть вокруг раны припухает, краснеет и становится более теп­лой на ощупь. В этом месте пострадавший может испытывать пульсирующую боль.

Носовое кровотечение может возникнуть при ушибе носа или повреждении его слизистой оболочки (царапины, ссадины), а также при повышении кровяного давления.

Правила оказания первой медицинской помощи:

Посадить или положить пострадавшего, приподняв верхнюю половину туловища и подложив подушку. Попросить пострадавшего зажать ноздри и подержать их 10— 15 мин до полной остановки кровотечения. На переносицу положить платок, смоченный холодной водой.

При остановке кровотечения попросить пострадавшего не тереть нос и не сморкаться, чтобы не вызвать повторного кровотечения. Если остановить кровотечение не удается, необходимо обратиться к врачу.

— Какую цель ставили?

— Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?
— Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
— Пополнили ли вы свой багаж знаний?
— Получили удовольствие от урока?

10.Информация о домашнем задании

Стр.77-80, нарисовать 1 овощ или 1 ягоду на тему : «Светолюбивые и теневыносливые растения»

У каждого из вас ребята на столе карточки. Уходя с урока, прикрепите на доску одну их них.

Урок был полезным и плодотворным для меня. Я получил заслуженную оценку, и понял весь материал.

Урок был интересен и полезен, я принимал активное участие, мне было легко и комфортно.

Пользы от урока я получил мало, я не очень понимаю материал, мне это не интересно и не понятно.

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИнга Трифонова

Похожие презентации

Презентация на тему: " Светолюбивые растения, гелиофиты (от др.-греч. (helios) солнце и (phyton) растение) растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещаемых солнцем." — Транскрипт:

2 Светолюбивые растения, гелиофиты (от др.-греч. (helios) солнце и (phyton) растение) растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещаемых солнцем местах, плохо переносящие длительное. Гелиофитам для нормальной жизнедеятельности важно интенсивное освещение солнечное в естественных местообитаниях или искусственное в условиях оранжерей или теплиц.

3 К светолюбивым растениям относятся многие деревья (акация, лиственница, сосна, берёза), все водные растения, листья которых расположены над поверхностью воды (лотос, кувшинка), травянистые растения лугов и степей (многие злаки), большинство ксерофитов (кактусы), эфемеры полупустынь и пустынь. Среди сельскохозяйственных растений преобладают светолюбивые: плодовые деревья (апельсин, яблоня, кофейное дерево) и кустарники (виноград), а также хлопчатник, кукуруза, пшеница, рис, томат, сахарный тростник и др.

Читайте также:  Букет из гладиолусов и астр

4 Приспособленность к интенсивному освещению обеспечивается особенностями морфологии и физиологии светолюбивых растений. У них обычно довольно толстые листья, нередко расположенные под большим углом к свету (иногда почти вертикально); лист блестящий (за счёт развитой кутикулы) или с опушением. У светолюбивых растений с опушением. У светолюбивых растений гораздо чаще (по сравнению с тенелюбивыми) гораздо чаще (по сравнению с тенелюбивыми) встречается одревеснение побегов с встречается одревеснение побегов с образованием шипов, колючек. образованием шипов, колючек.

8 Таллиннский Линнамяэский Русский Лицей

9 Тенелюбивые растения (сциофиты) обитают исключительно в затенённых условиях, предпочитают рассеянный свет. При прямом солнечном освещении у растений проявляются признаки угнетённости развития и возможны солнечные ожоги.

11 По мере развития городов появляется все больше тенистых участков, которые садовники вынуждены обживать с помощью тенелюбивых растений. Раньше считалось, что в тени ничего не растет, но на самом деле есть много новых и даже старых растений, которые прекрасно растут в тени.

12 Прежде всего, для тени годятся многолетние травы, такие как хоста. Сейчас существует больше 6000 видов хосты, хотя всего 20 лет назад было только 600 видов – это яркий пример того, как быстро меняется садоводство, в ответ на спрос на тенелюбивые растения. Хосты засыпают осенью и снова появляются на следующий сезон. Они очень морозоустойчивые и выдерживают самые низкие температуры.

13 Для частично затененного места подойдет гейхера (heuchera). Это растение цветет на протяжении 2 – 2,5 месяцев, начиная с конца мая и практически до окончания школьных каникул. Для сильно затененных участков отлично подходит трициртис японский. Произрастает трициртис главным образом в Японии и в Гималаях. В культуре редок. Растение имеет оригинальные цветки и в ботаническом отношении составляет особую группу в семействе лилейных, близкую к глориозам.

14 Фуксии известны как популярные комнатные цветы. Но их можно успешно использовать в дизайне сада – для оформления зон отдыха, патио, входов в дом, где фуксии высаживают в подвесные кашпо, вазоны, ящики и другие контейнеры для однолетних культур.

15 Лучше растут в тени или полутени на влажных почвах. Легко пересаживаются даже во время цветения. Размножаются делением, семенами или черенками.

17 Талинский Линнамяский Русский Лицей Ученицы 10 «А» класса Низовой Карины

18 Большинство ароидных предпочитают не прямые солнечные лучи, а рассеянный свет. Пестролистные более требовательны – чем меньше зеленого цвета в листьях, тем больше солнца надо растению.

19 Но прямые лучи, особенно летом, могут вызвать ожоги. Если растение страдает от недостатка света – листья мельчают, стебли вытягиваются, окраска становится менее выраженной или зеленой, – поставьте его ближе к окну или устройте ему искусственное досвечивание.

20 В течение всего года оптимальная температура для ароидных – 22–25°С, зимой – не ниже 18°С. Большинство не переносит сквозняков и может погибнуть, оказавшись под кондиционером.

21 Некоторые из представителей семейства требовательны к влажности воздуха – антуриумы, алоказии, в меньшей степени – диффенбахии, аглаонемы. Между тем, эпипремнум перистый вовсе не страдает от сухого воздуха.

22 Большинство ароидных размножают вегетативно: стеблевыми черенками (аглаонемы, филодендроны, сингониумы, монстеры, эпипремнумы); листовыми черенками (замиокулькас); делением растения (спатифиллум, калла, замиокулькас).

23 Некоторые размножаются семенами, которые в зрелом состоянии легко отделяются от растения. К размножающимся семенами растениям относятся: антурим хрустальный (Anthurium cristallinum); антуриум Бейкера (Anthurium Beikerii); агланеома переменчивая (Aglaonema commutatum); агланеома кудрявая (Aglaonema crispum).

24 Спасибо за Внимание!

25 Ссылки 1.Википедия (светолюбивые)Википедия 2.Википедия (тенелюбивые)Википедия 3.Википедия (теневыносливые)Википедия 4.Google ( Поиск картинок)Google 5.Садовые растенияСадовые растения

Ссылка на основную публикацию
Телефон показывает зарядку без зарядного устройства
В современном мире смартфон является незаменимой вещью, поэтому, когда любимый гаджет долго заряжается или вовсе не включается, это становится целой...
Тагильская мебельная фабрика каталог
Адрес: Нижний Тагил , Трикотажников, 2 Телефон: (3435) 47-61-70, 32-77-77 Время работы: Пн-Пт: с 8-00 до 17-00 При обращении в...
Таз для веников для бани
Проведение оздоровительных процедур и банный отдых в целом невозможно представить без традиционной атрибутики. Банные принадлежности способны создать особую атмосферу комфорта,...
Телефон самсунг рейтинг лучших
Если вы ищете лучший телефон Samsung, тогда рейтинг поможет разобраться в их различиях. Посмотрите какой смартфон лучшие купить из всех...
Adblock detector