Труба для ливневки под дорогой

Труба для ливневки под дорогой

Когда нужно благоустроить свою приусадебную территорию, стараешься не упустить ни единой мелочи. Например, заезд на участок будет намного лучше выглядеть, если оборудовать его дренажной трубой.

Большинство дачников и владельцев частных домов стремятся по всему периметру строения сделать специальные канавы, предназначенные для отведения дождевой воды.

Такие рвы часто становятся помехой для заезда автомобиля. Чтобы этого не допустить, в канаву укладывается дренажная труба. Подобный монтаж требует учета нескольких важных факторов, которые будут описаны в этой статье. Кроме того, мы рассмотрим более подробно вопросы относительно укладки цилиндрического изделия в канаву на заезд и узнаем, с какими проблемами придется столкнуться при строительстве дороги.

Подбор трубы

В первую очередь важно правильно выбрать подходящую продукцию. Большое значение имеет ее прочность. Изделие должно выдерживать большие нагрузки и не подвергаться деформации. Даже для одного автомобиля не стоит создавать облегченную конструкцию.

Обычно при устройстве дренажной канавы устанавливаются определенные виды цилиндрических изделий.

Стальные трубы применяются не один десяток лет. Для укладки в ров подходит, как правило, толстостенная продукция, которая отличается длительным сроком эксплуатации.

Бетонные изделия обладают большими диаметром и массой. Их установка невозможна без применения тяжелой спецтехники. Однако необходимо отметить, что этот вид трубы практически не разрушается, а также может служить долгие годы без потери свойств.

Железобетонные лотки используются довольно редко, так как их монтаж стоит очень дорого. Этот материал обладает невысокой прочностью и хрупкостью. Без специального оборудования работать с ним не представляется возможным.

На строительном рынке представлены изделия, имеющие большой диаметр, – гофрированные пластиковые трубы. Благодаря своей конструкции они способны выдерживать значительные механические нагрузки. К преимуществам этого материала относят следующее:

  • защита от коррозии;
  • устойчивость к агрессивным средам;
  • легкость установки;
  • невысокая стоимость.

В большинстве случаев хозяева дачных участков стараются самостоятельно смонтировать систему, пропускающую скопившуюся воду. В основном для этого используется пластиковая труба больших размеров. Чтобы придать изделию дополнительной жесткости, оно опоясывается армирующей сеткой. Затем вся конструкция заливается бетоном. Такие работы не требуют больших финансовых вложений, при этом служить готовое сооружение будет вам долгие годы.

Планировка грунта

Ширина заезда должна составлять более 4 м, иначе грузовой автомобиль просто не сможет проехать. С каждой стороны требуется предусмотреть по 1 м защитной зоны, которая не будет подвергаться большому эксплуатационному давлению.

В целом ширина имеющегося участка должна достигать 6 м. Это отлично сочетается с длиной труб, выпускаемых на заводе, для обустройства дренажной системы.

Во время проведения планировки решается вопрос о создании определенного профиля канавы, которая должна быть без изгибов и сужений, учитывая при этом ширину заезда. Как правило, траншея делается в виде своеобразной перевернутой трапеции с плоским дном.

Ширина углубления может находиться в диапазоне 0,4-1 м, что зависит от диаметра уложенной трубы. Чтобы исключить всасывание изделия в почву, дно траншеи выполняется в виде прямоугольного приямка глубиной около 250 мм, что необходимо для создания несжимаемой подсыпки.

Требуется постоянно проводить подрезание стенок траншеи. Накапливающимся грунтом выравниваются прилегающие участки. Когда разница между сторонами канавы будет составлять 20-30 см, процедура подгонки проводится только свежевыкопанной землей.

Если разница намного больше, верхняя часть делается из кварцевого щебня размером 30-35 мм, выдерживая толщину более 1 см.

Лишний чернозем можно использовать для ландшафтных работ.

Как устроен дренажный канал

Каждая защитная зона обязательно должна расширяться. Для этого в стенке рва делаются зарезы размером 0,5 м. Они выкапываются по краям насыпи до самой высокой береговой точки.

Если ширина канавы превышает 5 м, осуществляется дополнительный заход с захватом ровного участка размером 0,5 м.

Сделанный приямок засыпается слоем дорожного щебня толщиной 50 мм. Чтобы наклонные траншеи имели постоянную глубину (ориентировочно 60 см), зарезы также заполняются этим щебнем.

Поперек заезда, заняв всю ширину, кладется проточный канал. Нижний край должен находиться ниже дна траншеи или иметь одинаковую высоту. Для его создания используется футерованная металлическая труба диаметром 300-500 мм.

Наружная поверхность цилиндрического изделия обязательно должна покрываться краской или смазываться битумной мастикой. Края таких труб из-за небольшого сечения требуется закрывать сварной решеткой, размер ячеек которой не должен превышать 150 мм. Этот элемент необходим для предупреждения появления засоров.

При укладке широкого канала возможность его заливания снижается в разы. Если диаметр просвета превышает 600 мм, эта труба подходит для обслуживаемых систем.

Для устройства траншеи большого сечения рекомендуется применять железобетонные кольца, оборудованные замком-четвертью, или П-образные изделия, выполненные из бетона. Лотки устанавливаются перевернутыми примерно так же, как происходит прокладка теплотрассы.

Можно также использовать дорожные гофрированные трубы с ребрами жесткости.

Необходимо помнить, что даже если канава имеет достаточно большой уклон, проточная цилиндрическая конструкция обязательно должна быть размещена строго горизонтально. Несоответствие уровней компенсирует увеличенный диаметр.

Как сделать насыпь и не допустить ее размывания

Зарезы по краям необходимы для защиты земляного возвышения от выдавливания. Чтобы оно не рассыпалось, делаются специальные борта, которые укрепляются различными материалами:

  • натуральным камнем;
  • белым силикатным кирпичом;
  • железобетонными плитами.

Опалубка устанавливается так, чтобы край траншеи выступал за ее пределы на 100 мм. Чтобы облегчить такую работу, на дно канавы можно насыпать песчано-гравийную смесь. С помощью этого состава удается выровнять поверхность и закрыть трубу.

Далее делаются нормальные борта. Они должны быть установлены выше края на 150-200 мм. Самая высокая точка боковой стенки берется за начало координат, от которых начинает прокладываться дорожное покрытие, а также слой подсыпки.

В результате полученная поверхность должна возвышаться над прилегающей территорией на 50-100 мм.

Когда обустройство бортов закончено, внутренняя часть траншеи заполняется щебнем так, чтобы его уровень был ниже верхних точек на 250 мм. Затем, отступив внутрь от боковых стен на 80 см, выполняется укладка бордюрных камней. Их ширина не должна превышать 100 мм.

Чтобы ребро имело фаску, сверху опалубка набивается штапиком. Следующим шагом смесь выравнивается.

Обочину от клумбы разделяет бордюр, поэтому получившееся свободное пространство лучше сразу полностью засыпать черноземом.

Идеальным считается вариант, когда длина бордюров равняется соответствующему значению бортов. Иными словами, были предварительно выкопаны две маленькие траншеи по всей длине площадки.

Чтобы заезд стал более удобным, особенно когда требуется сделать поворот, торцы клумб должны иметь острый угол.

Материалы и необходимая техника для облагораживания заезда

Для обустройства проезжей части была создана прямоугольная выемка, огороженная бордюрами. Ее глубина достигает, как правило, 250 мм. Мелкой фракцией щебня засыпаются свободные 100 мм. Насыпанный измельченный камень хорошенько утрамбовывается и несколько раз поливается водой.

В это время нижние слои начинают проседать, потому нужно постоянно добавлять щебень до тех пор, пока не прекратиться усадка.

Тротуарная плитка и асфальтовое покрытие укладываются в оставшиеся свободные 150 мм. Необходимо отметить, что такой заезд никогда не будет проседать.

Важно сделать грамотное оформление клумбы, а также прилегающие участки траншеи. Для создания красивого вида вдоль всего заезда можно посадить цветы или газонную траву. Примерно 3 м прилегающих участков траншеи требуют укрепления склонов. Для этого высаживаются влаголюбивые растения или кустарники, имеющие разветвленные корни, например:

Красиво смотрится живая изгородь. Когда проведено озеленение таких мест, склоны получают защиту от эрозии. Рельеф смотрится более гладким, на поверхности не скапливается талая вода.

Вопросы и ответы

ВОПРОС: В чем отличие гофрированной одностенной трубы от двустенной? Какие ее недостатки?

ОТВЕТ: Гофра изготавливается обычно двустенной, если она не является тонкой дренажной. Благодаря этому без увеличения объема материала можно изготовить довольно прочное изделие.

Производятся, конечно, и одностенные гофротрубы, но чтобы получить аналогичную прочность, требуется намного больше сырья. Стоимость такой продукции заметно повышается.

При недостаточном количестве материала свойства трубы ухудшаются: она не способна выдержать большую нагрузку и лопается.

Кроме того, одностенное изделие для канавы может зарасти илом, а также наполниться песком. В этом случае придется постоянно заниматься промывкой.

ВОПРОС: Зачем трубе, укладываемой в канаве, высокая упругость?

ОТВЕТ: Когда на цилиндрическое изделие действует значительное давление, например, проезжает машина, оно сжимается, становится овальным и даже слегка пружинит.

При низком коэффициенте упругости такая труба не может оказывать сопротивление и распрямляться, поскольку она просто накапливает напряжение. Наступает момент, когда она ломается. Такое поведение характерно для металлических и бетонных изделий. Модуль упругости бетона равен нулю, металлические же трубы могут пружинить до тех пор, пока они новые. При давлении эта продукция трескается или ломается.

ВОПРОС: Существуют ли водопроводные пластмассовые трубы большой толщины?

ОТВЕТ: Да, такие изделия представлены в продаже. Поскольку им приходится справляться с высоким давлением водяного потока, они изготавливаются с толстой сплошной стенкой. Эта труба имеет большой вес и стоит очень дорого.

Читайте также:  Можно ли разрезать чугунную ванну болгаркой

ВОПРОС: В чем разница между гофротрубой и железобетонным изделием?

ОТВЕТ: Если говорить коротко, то главными отличиями являются:

  • небольшой вес;
  • повышенная жесткость;
  • возможность реализации любой длины, но не меньше метра;
  • высокая упругость;
  • прочность;
  • защита от заиливания благодаря гладким стенкам;
  • невысокая стоимость;
  • возможность получения нужной длины при использовании соединительных герметичных муфт;
  • легкость резки, что позволяет транспортировать изделие в компактных автомобилях.

Это может показаться довольно странным, но продукция из пластика намного прочнее металлической или железобетонной трубы. Объяснение очень простое: изделие изготавливается гофрированным и двустенным. Благодаря этим характеристикам кольцевая жесткость (SN) продукции достигает 16 единиц. Для проезда тяжелого автомобиля с сыпучим грузом вполне достаточно иметь жесткость SN8.

Здравствуйте, дорогие читатели! Канава на въезде во двор частного дома или дачи выполняет важную функцию. Именно в нее стекают дождевые и талые воды, которые могут повредить дорожное покрытие проезжей части.

Труба в канаву должна монтироваться правильно. В противном случае она не выдержит наружного давления и разрушится, либо отвод осадков и грунтовых вод будет выполняться не в полной мере. Они подмоют насыпь заезда и вызовут аварийную ситуацию. Как правильно уложить трубу в канаву, расскажет эта статья.

Материалы исполнения и виды

На трубы, проложенные в канаве, оказывает давление вес земли. Даже если поверху них залит бетонный мост, то он только перераспределяет эту нагрузку, но не может полностью устранить ее. Поэтому для скрытой прокладки необходимы трубы, обладающие достаточным уровнем кольцевой жесткости.

Кроме того, на них негативно воздействуют грунтовые, дождевые или талые воды, цикличность зимнего промерзания. А значит, материал исполнения подобных изделий должен быть стойким к коррозии и способным выдерживать низкие температуры.

Для таких работ подходят следующие виды труб:

  • Металлические.
  • Бетонные.
  • Железобетонные.
  • Из пластика.

Металлические

Стальная труба для прокладки в канаву может быть разного диаметра и длины, но обязательно толстостенная и хорошего качества. Металлические изделия с такими характеристиками, несмотря на вероятность появления коррозии, прослужат не менее 30-40 лет. Однако из-за большого веса металлических труб при их монтаже потребуется грузоподъемная техника.

Бетонные

Бетонные трубы кладут в канаву чаще других, поскольку они обладают большой пропускной способностью. Бетон отлично сопротивляется воздействию агрессивных сред, выдерживает значительные нагрузки и служит в течение долгого срока. Однако из-за большого веса подобных конструкций их самостоятельный монтаж вряд ли осуществим.

Железобетонные

Изготавливаются на заводах ЖБИ методом вибропрессования из тяжелого или мелкозернистого бетона, армируются арматурными каркасами из стальных стержней классов А-1 и А-III. Железобетонные изделия обеспечивают свободное транспортирование сточных вод, подходят для любых климатических условий. Длина отрезков составляет от 6 до 10 м.

Среди ж/б трубы по несущей способности различают 5 групп с допустимой высотой засыпки грунтом не более 2, 4, 6, 8 и 10 м. Для укладки в канаву можно взять трубу 1 группы. Она способна выдержать давление слоя грунта высотой до 2 м. Для большинства регионов нашей страны, где промерзание грунта не более 1,5 м, этого будет достаточно. У изделий 2 группы несущая способность выше. Их можно класть на глубину до 4 м. Однако такие конструкции достаточно хрупкие, поэтому должны укладываться на песчаную подушку и защищаться от весовых нагрузок слоем песка сверху.

Пластиковые

Для подземной прокладки выпускаются гофрированные пластиковые трубы, которые намного легче и дешевле других аналогов. Их пропускной способности и кольцевой жесткости достаточно для размещения в канаве. Они не ржавеют, долговечны и просты в монтаже. Их также нужно положить на песчаную подушку с прослойкой из геотекстиля, а сверху засыпать песком и щебнем.

Советы по выбору трубы

Кроме выбора материала трубы, важно грамотно определить ее диаметр. Правильный расчет сечения канала позволит талой и дождевой воде любой интенсивности свободно проходить за пределы участка. Если существует опасность попадания в полость конструкции крупного мусора, то с обеих сторон нужно установить защитные стальные решетки.

Учитывая, что железобетонные конструкции трудоемкие в монтаже, а металлические в условиях сырости подвержены коррозии, кроме того, дорогие, то лучшим вариантом устройства дренажной канавы будет пластиковая гофрированная труба. Она легко режется, устанавливается без применения спецтехники.

Для канавы можно взять канализационную двухслойную гофротрубу из полипропилена РР (ПП) (Прагма) или полиэтилена повышенной прочности (Корсис про) с гладкой внутренней поверхностью и структурированной наружной стенкой. Эти материалы отлично выдерживают внешнее давление и низкие температуры, не ржавеют, устойчивы по отношению к агрессивным средам.

Критерии выбора

Приобретать трубу для проезда через канаву следует с учетом следующих показателей:

  1. Способность выдерживать большую нагрузку. На строительную площадку возможен заезд грузовых автомобилей и спецтехники, поэтому подобное изделие должно обладать высокой механической прочностью, чтобы выдержать давление тяжелого транспорта и материала насыпи весом в несколько десятков тонн.
  2. Размеры траншеи. От них напрямую зависит объем проходящих сточных вод. Чтобы стоки не размывали насыпь, а полностью уходили из канавы, труба должна быть подходящего диаметра.
  3. Стоимостные показатели. На строительном рынке много разновидностей труб, которые можно применять для укладки в канаву. Выбор зачастую зависит именно от финансовых возможностей владельца.

Проектирование

При составлении проекта важно правильно определить ширину въезда на участок. Она должна быть минимум 4 м для возможности проезда не только легкового, но и грузового автомобиля. С каждой стороны также нужно дополнительно предусмотреть по одному метру защитной зоны. Значит, в канаву нужно укладывать изделие длиной от 6 м. Диаметр подбирают исходя из количества сточных вод. Весной талая вода должна заполнять трубопровод не более чем на ¼ объёма. Обычно устанавливают изделие диаметром от 300 до 500 мм.

Профиль канавы должен иметь форму перевернутой трапеции с плоским дном и шире уложенной конструкции на 10–20 см с каждой стороны. Чтобы исключить при эксплуатации всасывание трубы в грунт, дно углубляют на 25 см. Образовавшийся приямок засыпают щебнем и уплотняют. Глубина канавы должна составлять не менее 150–170 см в зависимости от толщины промерзающего зимой слоя.

Сама труба в канаве должна иметь строго горизонтальное положение или располагаться с уклоном в 2 см в нужную сторону. Иногда поверху траншеи заливают бетонный мост, выполняющий функцию распределения нагрузки.

Устройство дренажа

В дренажную систему канавы через заезд входит слой щебня и песка. Ими отсыпается сверху сливная труба, подстилающий слой на ее дне, а также боковые защитные зоны. Она устраивается, чтобы вода не просачивалась сквозь материал дорожного полотна, а проходила только через трубу. Для образования защитных зон вдоль канавы откапывают приямки шириной 50 см и глубиной 60 см. Их заполняют щебнем той же фракции.

Как установить трубу в канаву своими руками

Для быстрого и качественного выполнения работ по обустройству въезда на участок стоит привлечь опытную бригаду мастеров. Но, если есть уверенность, что справитесь самостоятельно, то подготовьте заранее необходимые инструменты и материалы, а также организуйте своевременную доставку спецтехники.

Необходимые инструменты и материалы

Кроме самой трубы, необходимы следующие материалы:

  • Щебень.
  • Песок.
  • Геотекстиль.
  • Бетон.
  • Арматура и вязальная проволока.
  • Доски для опалубки.
  • Гвозди.
  • Тротуарная плитка или асфальтобетонная смесь.
  • Бордюры.
  • Две декоративные решетки для защиты полости трубы от засоров.
  • Влаголюбивые растения для облагораживания заезда: ирисы, астры, лианы, пионы и др.

Для отрывки траншеи нужен экскаватор с емкостью ковша 0,4–05 м3, для укладки тяжелых труб из металла или железобетона — автокран. Кроме спецтехники, потребуются следующие ручные инструменты и приспособления:

  • Лопаты — штыковая и совковая.
  • Ручная трамбовка.
  • 2 ведра.
  • Емкость для приготовления бетонной смеси.
  • Вибратор для равномерной укладки бетона.
  • Молоток.

Необходимая техника для облагораживания заезда

Облагораживание заезда также не обходится без использования строительной спецтехники: экскаватора и бульдозера. Если в качестве дорожного покрытия выбран асфальтобетон, то для его уплотнения потребуется специальный каток.

Технология укладки

Пошагово технология укладки выглядит следующим образом:

  1. Разметка участка под канаву и корыта насыпи заезда.
  2. Копка траншеи со стенками под уклоном и срезка грунта вокруг нее на глубину 35–40 см.
  3. Нарезка приямков по дну траншеи и на боковых стенках.
  4. Уплотнение земли на дне приямков.
  5. Заполнение нижнего приямка щебнем с послойным уплотнением.
  6. Устройство щебеночной подушки толщиной 15–20 см.
  7. Настилка слоя геотекстиля, чтобы песок не уходил в землю.
  8. Устройство песчаной подушки толщиной 15–20 см по всей ширине канавы.
  9. Монтаж трубы.
  10. Установка опалубки и вязка арматурного каркаса для бетонных оголовков.
  11. Заливка бетона в опалубку с уплотнением вибраторами.
  12. Засыпка канавы слоем песка толщиной 10–15 см.
  13. Заворачивание краев геотекстильного полотна.
  14. Заполнение боковых приямков щебнем.
  15. Обратная засыпка траншеи песком и грунтом с послойным уплотнением.
  16. Устройство песчаной подушки под насыпь вдоль канавы.
  17. Укладка геотекстиля на песчаный слой.
  18. Устройство щебеночного основания под проезжую дорогу.
  19. Устройств дорожного покрытия переезда через канаву.
  20. Установка бордюров.
  21. Демонтаж опалубки с оголовков.
  22. Планировка участка и разбивка клумбы.
  23. Высадка и полив растений.
Читайте также:  Не заходит в интернет через браузеры

Видео по укладке

Бюджетный вариант обустройства въезда на дачу от народных умельцев смотрите на видео.

Основные ошибки при укладке трубы в канаву

  1. Отрывка канавы недостаточной глубины.
  2. Укладка трубы сразу на грунт, обратная засыпка местным грунтом.
  3. Отсутствие послойного уплотнения подстилающих слоев.
  4. Использование щебня крупной фракции для засыпки сверху. Под давлением тяжелой техники края щебня могут повредить внешнюю поверхность трубы, что приведет к разрыву стенки.
  5. Монтаж трубы с уклоном в обратную сторону.
  6. Малая толщина песчаных слоев.
  7. Отсутствие защитных конструкций по бокам канавы и насыпи.

Как избавить насыпь от размывания

Чтобы защитить насыпь от размывания, ее борта и продольные склоны укрепляются различными материалами:

  1. Для возведения бортов используют натуральный камень, белый силикатный кирпич или железобетонные плиты. С обоих боков канавы кладут кирпичные или каменные стенки. При этом концы трубы оставляют свободными. Если требуется укрепить борта бетоном, то вначале устанавливают опалубку с подпорками. Между стенками опалубки монтируют арматурный каркас, затем конструкцию заливают бетоном. Спустя неделю, после схватывания бетонной смеси, опалубку с оголовка можно снять.
  2. Вдоль канавы откосы укрепляют щебнем с проливкой цементным раствором, тщательно уплотняя каждый слой.

Заключение

Укладка трубы в канаву – это довольно трудоемкий процесс, но вполне выполнимый своими руками. Способов обустройства заезда много, а неизменной остается лишь цель – защитить участок от подтопления и организовать надежный проезд для транспорта. Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии под статьей, делитесь полезными идеями с друзьями в социальных сетях.

При строительстве загородного частного дома не менее важной задачей, чем отвод канализационных стоков, является устройство ливневой канализации для удаления воды с территории после атмосферных осадков, таяния снега. Основным элементом отводной системы являются трубы для ливневой канализации, от выбора которых зависит эффективность удаления стоков.

Выбирая трубы для ливневки, рассматривают различные материалы их изготовления, удобство прокладки коммуникаций, стоимость одного погонного метра изделий. На строительном рынке представлен широкий ассортимент трубопроводов для монтажа канализации, проложить которую с учетом различных факторов можно из современных полимерных трубопроводов или классических труб по устоявшейся технологии.

Схема обустройства ливневки

Устройство и элементы ливневой канализации

Назначение ливневки — отвод дождевых осадков, талых вод с территории участка в дренажную систему (колодец, фильтрационное поле) или канаву за его пределами. Особенно важно отводить воду от фундамента зданий, где она разрушает отмостку и покрытие, подмывает и напитывает влагой фундамент, проникает внутрь подвальных помещений.

Ливневка индивидуального дома состоит из следующих элементов:

Дождеприемники. Собранные с крыш осадки через водосточные трубы попадают на дождеприемники, представляющие собой пластиковый короб с решеткой для отсеивания крупных предметов. Внутри дождевых приемников расположен фильтр для сбора песка в виде лотка или корзины (его периодически очищают), а также имеются круглые отверстия в стенках, через которые по трубопроводу транспортируют воду к накопительному колодцу или за пределы частной территории.

Вторая разновидность дождеприемников — водосточный лоток с решеткой, расположенной на уровне участка, такая система используется для сбора воды с территорий большой площади — открытых площадок около гаражей для заезда и стоянки машин, отдельных зон на частном подворье, имеющих твердое покрытие из тротуарной плитки.

Водоотвод. Для отвода воды с подворья используют открытую систему с лотками под решетками или подземный трубопровод определенного сечения, смонтированный из различных материалов.

Канализация может быть выполнена из бетонных, полимерно-бетонных или полимерно-песчаных лотков, труб из стали, чугуна, асбеста, керамики, пластика нескольких типов (НПВХ, ПВХ, ПНД, ПП).

Смотровые колодцы. При большой протяженности подземной магистрали, изменении ее направления или соединении отдельных ветвей в одну линию, устанавливают колодцы, через которые дополнительно отслеживают режим работы центральной линии системы или ее отдельных ветвей.

Дренажная система. Если нет возможности отвести стоки за пределы частной территории, на ней устраивают подземную дренажную зону, отправляя собранную воду в колодец без дна или на поле фильтрации. В последнем варианте на конечном участке магистрали монтируют трубный отрезок с перфорацией, для отвода стоков через его щели в землю. Еще один вариант устройства дренажа — применение напорных инфильтраторов из коробов с перфорированными прорезями, к которым подводят трубопровод.

Также возможно использование собранной воды для хозяйственных нужд.

Дождеприемники для сбора осадков

Различают два вида ливневок:

  • Открытая. Монтируется в виде полукруглых желобов, выполненных из различных материалов, которые сверху закрывают решетками. Для работы наружной системы на территории делают небольшой уклон, благодаря которому стоки со всей площади попадают через решетку в водоотвод.
  • Закрытая. Представляет собой подземную трубопроводную линию, по которой стоки подаются в дренаж. Трубы прокладывают под уклоном, осадки попадают в них через дождеприемники.

Иногда монтируют смешанный тип канализации, при котором жидкость из наружных желобов поступает в подземный трубопровод и далее транспортируется в дренажную зону.

Требования к трубам для ливневки

Трубы для дренажа и ливневой канализации должны удовлетворять требованиям, основные из которых:

  • Прочность. Если предположить, что ливневка, расположенная около дома, выходит из короба дождевого приемника на глубине около 20 см, то для отвода стоков на 50 м за пределы участка с соблюдением необходимых уклонов в 20 мм на метр погонный, ее крайний отрезок придется закапывать на глубину 1,2 м. Давление такого слоя земли на трубную оболочку довольно существенно, поэтому водоотвод должен обладать достаточной прочностью. Современные канализационные трубы из полимеров для повышения прочностных характеристик делают с гофрированной поверхностью или используют материалы с высокими физическими параметрами (НПВХ, ПНД).
  • Термостойкость. Закапывать ливневку ниже глубины промерзания почвы, которая в районах с умеренным климатом достигает 1,5 м, слишком накладно, ведь при большой протяженности крайний участок может опуститься еще на 1 м. Поэтому зимой трубопровод обычно замерзает и его устойчивость к отрицательным температурам имеет большое значение. Также важно, чтобы трубный материал не терял своих параметров при резких температурных перепадах.
  • Эластичность. Так как ливневка с большой вероятностью подвержена замораживанию транспортируемой воды и ее расширению при таянии льда, желательно монтировать водоотвод из эластичных материалов, допускающих некоторую деформацию его поверхности.
  • Химическая устойчивость. Трубы и фитинги, по которым постоянно циркулирует вода, должны быть выполнены из коррозионностойких компонентов, также изделия не должны реагировать на воздействие агрессивных химических веществ, используемых в бытовом хозяйстве.
  • Размерные параметры. Расчет ливневки и ее параметров производится на этапе проектирования с учетом данных по осадкам в конкретном районе. Сечение трубопровода должно обеспечивать беспрепятственный сток воды, собираемой с участка или крыши здания, для бытовых систем чаще других используются труба для ливневой канализации 110 мм в наружном диаметре (Dn), довольно редко встречаются ситуации, когда требуется большее сечение водоотводной линии (160 мм, 300 мм).

Открытая ливневка

Виды труб для ливневой канализации

Для организации водостока используют трубы из различных материалов, при этом полимеры полностью вытеснили с рынка морально устаревшие трубопроводы из металлов и цементосодержащих компонентов. Последние, при устройстве бытовых коммуникаций, приобретают в редких случаях, отдавая предпочтение современным изделиям, также для устройства водоотвода не используют трубы из обычной низкоуглеродистой стали, которые по строительным нормативам запрещено укладывать в землю из-за высокой степени коррозии.

Чугунные

Современные чугунные трубы существенно отличаются от своих прародителей советской эпохи, представленные на рынке изделия из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) имеют следующие особенности:

  • Благодаря технологии модифицирования обычного серого чугуна магнием и присадками, углерод в его структуре находится в форме графита, что придает изделию повышенную прочность, сопоставимую со сталью, коррозионную стойкость и пластичность. В отличие от старого типа чугуна, современный не раскалывается при сильных ударах, а деформируется, как обычная сталь, при высоких нагрузках по всей длине он способен диаметрально прогибаться со значительными отклонениями от оси без разрушения своей структуры.
  • Обработка защитными составами на основе эпоксидных смол внутренней и наружной поверхности значительно увеличивает эксплуатационный срок, доходящий у подземных магистралей до 50 лет.
  • Чеканка, которая применялась для соединения старого типа чугунных труб с раструбами, давно не используется, они стыкуются при помощи резиновых манжет (уплотнительных колец) по аналогии с канализационными ПВХ. В торговой сети имеются безраструбные трубы из чугуна, соединяемые между собой с помощью накладных хомутов (серия SML) .

Еще одна разновидность чугунных канализационных (ЧК) труб выполнена из серого чугуна с пластинчатым графитом и имеет раструбное соединение с уплотнителями, снаружи и изнутри оболочки покрыты битумной антикоррозионной мастикой. Стандартный диаметр ЧК — 100, 150, 200 мм, длина 2000 мм, трубопровод легко стыкуется с пластиковым из ПВХ при помощи переходных манжет чугун-пластик.

Читайте также:  Лак для обуви бесцветный

В бытовом применении благодаря высокой прочности нередко используется чугунная труба для ливневки под автомобильной дорогой или на подъезде к гаражу, в других местах, испытывающих высокие нагрузки при неглубоком залегании коммуникаций. Недостатки чугуна, ограничивающие его применение в быту — большой вес и высокая стоимость (12 000 руб. за 6 м сечением 100 мм).

Трубы из чугуна

Бетонные

Трубы из бетона (ТБ) из-за большого внутреннего диаметра (от 300 мм) и веса (425 кг у изделия длиной 2,5 м сечением 300 мм), высокой хрупкости, редко используют для прокладки бытовой канализации. Для укладки требуется применение специальной техники и строгое соблюдение технологии, благодаря высокой пропускной способности их размещают под дорогами для протекания ручьев и рек, прокладки коммуникаций.

Трубы железобетонные (ЖБ) раструбные с бортиком (ТБР) и втулочном концом в виде ступеньки (ТС) соединяются между собой при помощи резиновых уплотнений в виде кольца, средняя цена бетонной трубы длиной 6 м и диаметром 300 мм — 13000 руб.

Асбестоцементные

Трубы выполнены из смеси асбеста 15% и портландцемента (85%), хотя применение волокон значительно упрочняет структуру хрупкого цемента, массивный асбестоцемент боится резких ударов и раскалывается при физическом воздействии. Сфера применения асбестоцементных труб довольно широка, при прокладке канализации они соединяются между собой через патрубки с резиновыми уплотнителями. Для разводки, поворотов и ответвлений используют фасонные изделия из чугуна, диаметр которых соответствуют проходным параметрам асбестовых труб — 100, 150, 200, 300, 400, 500 мм.

Преимуществом асбестоцемента является высокая химическая устойчивость к агрессивным реагентам, стойкость к отрицательным температурам и их перепадам, более низкий коэффициент теплового расширения по сравнению с металлами, негорючесть, меньшая стоимость относительно чугуна (400 руб. за 4 м сечением 100 мм).

Трубы из асбестоцемента и железобетона

Пластиковые

В сравнении с приведенными выше материалами изготовления, полимерные изделия имеют неоспоримые преимущества: отличные химические и физические параметры, легкий вес, простота и высокая скорость монтажа, низкая стоимость. На рынке представлены гладкие пластиковые трубы для ливневки из следующих материалов:

ПНД. Если для водопровода применяется полиэтилен низкого давления (ПНД) из чистого продукта, то для канализации используют технический полиэтилен из вторично переработанного сырья, который не держит давление и по стоимости намного дешевле аналогов. Основная проблема при монтаже магистралей из ПНД — соединение элементов встык, которое проводится с помощью специальных дорогостоящих приспособлений для выравнивания их торцов, а также электросварных муфт с подачей на них тока через специальный аппарат. Поэтому гладкий полиэтилен редко применяют в индивидуальном хозяйстве для монтажа любого типа канализационных магистралей большого диаметра, но широко используют для прокладывания коммунальных и промышленных инженерных коммуникаций.

Канализационные трубы ПНД большого сечения выпускают в отрезках по 6 или 12 м, обычно они двухслойные и имеют гофрированную поверхность, соединяются между собой с помощью раструбов.

ПНД трубопровод

ПВХ и НПВХ. Оранжевые трубы из обычного и непластифицированного поливинилхлорида используют для укладки подземных канализационных линий, в отличие от своих серых аналогов они отличаются повышенной прочностью и устойчивостью к отрицательным температурам. Соединение производится при помощи раструбов со встроенными резиновыми уплотнениями, стандартная трубная длина составляет 2, 3 или 6 м, ходовой диаметр 110 мм или 160 мм, средняя стоимость 2 м 110 мм трубы — 300 руб.

Преимуществами канализационных НПВХ являются простота монтажа и широкий выбор отводов с разными углами, тройников, крестовин, переходных муфт, патрубков, манжет. В отличие от асбестоцементных и чугунных изделий, для резки которых необходим специальный инструмент, трубопровод нужного размера легко вырезается в домашних условиях обычной ножовкой по металлу.

Глубина погружения канализация НПВХ доходит до 4 м, их гладкая внутренняя оболочка имеет малое гидравлическое сопротивление протекающей жидкости — это намного снижает вероятность засоров.

Бытовые канализационные трубы НПВХ и ПП

ПП. На строительном рынке имеются в продаже трубы из полипропилена ПП рыжего цвета с внутренним диаметром 110 и 160 мм для подземных канализационных коммуникаций с раструбным соединением, ничем не отличающиеся по внешнему виду и конструкции от НПВХ. Их стандартный размер 1, 2 или 3 м, для состыковки между собой используют широкий ряд различного типа патрубков, при необходимости получения малой длины ПП легко режутся ножовкой по металлу или болгаркой с любым диском.

Комбинированные. В настоящее время для прокладывания канализационных магистралей широко используются гофрированные трубы, состоящие из двух или более слоев. Материалам их изготовления служат ПВХ, НПВХ, ПНД, ПВД, ПП в разных сочетаниях, наружная гофра служит для увеличения прочности и гибкости, а внутренняя оболочка имеет гладкие стенки и низкое сопротивление протекающей жидкости.

На строительном рынке представлен широкий ряд гофрированных труб известных брендов (Корсис, Прагма) и их аналогов от разных производителей, подобные изделия имеют длину около 6 метров и различный проходной диаметр, соединяются между собой при помощи раструбов с уплотнителями. Основным материалом изготовления их наружной оболочки является ПНД черного, рыжего цвета, внутри изделия покрывают полиэтиленовой (ПВД), полипропиленовой (ПП) или поливинилхлоридной (ПВХ) оболочками.

Цена одного погонного метра гофрированный трубы диаметром 110 мм зависит от производителя, класса прочности, материалов изготовления и колеблется в широких пределах, обычно можно купить трубу по 250 руб. за 1 м. п.

Гофрированные трубы

Для устройства ливневой канализации можно использовать гибкие гофрированные трубы диаметром от 50 до 200 мм, применяемые для прокладки кабельных линий, вентиляционных трасс, тепловой защиты трубопроводов отопительных систем и горячего водоснабжения. Материалом изготовления их наружной оболочки является ПНД разных цветов, внутренняя оболочка имеет гладкую поверхность и выполнена из полиэтилена высокого давления (ПВД). Гибкая труба гофрированная для ливневой канализации, средняя цена которой 130 руб. за 1 м. п. (Dn 110 мм), реализуются в бухтах длиной около 50 м и закладываются на глубину не более 6 м, срок службы изделий составляет 50 лет.

Существенным преимуществом гибких гофрированных труб является возможность монтажа магистрали значительной длины без стыков и соединений, также отпадает необходимость в использовании отводов для изменения направления линии, которое получают простым изгибом трубной оболочки.

Еще одним видом изделий, полезным для монтажа ливневой канализации, является гофрированная труба ПНД с перфорированными отверстиями, через которые происходит дренаж стоков в землю. Она также выпускается в бухтах длиной около 50 м диаметром от 50 до 200 мм, глубина залегания не превышает 4 м, стоимость одного погонного метра диаметром 110 мм около 80 руб., аналогичные изделия из ПВХ стоят около 200 руб. за 1 м.п.

Гибкие и перфорированные дренажные трубы

Недостатком гибких труб является слегка ребристая внутренняя поверхность, в пазах которой осаждается песок, однако это не является большим препятствием при отводе дождевых стоков из-за отсутствия крупных фракций. К тому же многие производители позиционируют свою продукцию на рынке как трубопровод для ливневки.

Особенности монтажа системы водоотвода

При прокладке ливневой канализации необходимо соблюдать следующие правила:

  • Расчет диаметра труб и схема расположения водоотвода должны быть проведены на этапе проектирования.
  • При монтаже канализационной системы следует предусмотреть возможность борьбы с засорами — для этого устанавливают тройник с ревизионным лючком для прочистки канала.
  • Труба должна быть оранжевого цвета, ее оптимальный уклон для диаметра 110 мм — 20 мм на погонный метр.
  • Так как к ливневке предъявляют менее жесткие требования по глубине расположения для защиты от промерзания, исходят из параметров дождеприемника, который устанавливают под водосточные трубы, то есть трубопровод располагают на глубине его выходных отверстий. Не исключено применение подогрева водостоков электрическим кабелем, но такие системы обычно монтируют на крыше или в водосточном трубопроводе, при этом в дождеприемный короб поступает уже нагретая вода.
  • Если нет возможности вывести воду за пределы участка, на конечном участке ливневой канализации устанавливают дренажные трубы с перфорированными отверстиями и закапывают всю систему в землю.

Вариант устройства ливневки с инфильтраторами

Для устройства ливневки используют стандартные трубы для монтажа наружных канализационных систем, наиболее перспективными с точки зрения экономии финансовых средств и удобства проведения работ являются полимерные изделия. Чтобы смонтировать ливневую канализацию своими руками не требуется строительный опыт и специальный инструмент, достаточно лишь вырыть канаву и уложить в нее трубы с соблюдением уклонов, состыковать их, просунув в патрубки друг друга, после чего всю систему засыпать землей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector